«Оздоровление» банковской системы, проводимое Центробанком, может оставить вкладчиков без денег

Лубянский проезд, 27 — центральный офис банка «Югра». Сюда с самого утра тянутся вкладчики и кредиторы. Люди приходят узнать судьбу своих денег. Однако выписки по счёту многим не выдают, оправдывают отказ работой временной администрации.

«У меня здесь счёт, вклад и ещё один счёт. И я, конечно, в расстроенных чувствах, — жалуется вкладчик банка «Югра» Малика Азимова. — Но у меня надежда, что заработает. Это вообще крупнейший банк. Я всё время смотрю — захожу на «Банки.ру». 30-е место занимал, прибыль нормальная была».

По состоянию на конец марта в банке находилось почти 200 миллиардов рублей, которые являлись средствами клиентов. Большую часть из них составляли средства физических лиц — порядка 183 миллиардов рублей. По закону, введение моратория является страховым случаем. Однако люди могут рассчитывать лишь на возмещение в 1 400 000 рублей. Всё, что больше, грозит кануть в финансовую лету. Помимо этого, в банке могут быть похоронены средства так называемых забалансовых вкладчиков. Впрочем, о какой сумме может идти речь, остаётся только догадываться.

Эксперт по банковским рейтингам Вячеслав Путиловский отмечает: «Банк привлёк порядка 200 миллиардов рублей средств населения и при этом выложил их в качестве кредитов для корпоративных компаний. Причём вообще непонятно, куда конкретно были вложены эти средства. По имеющейся информации, у «Югры» было ограничение на приём вкладов. И одним из способов обойти это ограничение являются забалансовые вклады. Это деньги от населения, не отражаемые в официальной отчётности».

Глава Банка России на последней пресс-конференции не скрывала, что расчистка банковского сектора в ближайшие годы будет продолжена. Но о том, что «финансовый «титаник» с названием «Югра» вот-вот пойдёт на дно, умолчала. А по статистике, в 90 процентах случаев за введением временной администрации следует отзыв лицензии.

«Мы будем продолжать политику оздоровления банковской системы, — сказала председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. — Мы видим сохранение проблем здесь. Они не носят системного характера. Тем не менее существование слабых финансовых игроков наносит вред всей финансовой системе, снижает доверие. Эту политику будем продолжать темпами, вытекающими из реального состояния финансовых институтов».

Так называемое оздоровление проблемных банков в большинстве случаев влечёт за собой появление братских бизнес-могил. В «Югре» находилось порядка 15 миллиардов рублей денег предпринимателей. Они, по всей видимости, теперь на возврат оборотных средств могут не рассчитывать.

«Закон обязывает граждан и компании обслуживаться в банках, и это логично. Также полностью обоснован государственный надзор за банками, — подчеркивает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. — Но тогда возникает вопрос, в чём же выражается материальная ответственность государства за те потери, которые понесли клиенты? При отзыве лицензии даже небольшого банка страдают тысячи его клиентов. Самые большие потери несут юридические лица. Они в некотором смысле без вины виноватые».

Крах «Югры» может стать крупнейшим страховым случаем в истории российского банковского сектора. В интересах ЦБ сохранить этого игрока финансового рынка. Однако такое развитие событий едва ли представляется возможным. Люди кинулись забирать свои деньги из банка, а к середине сегодняшнего дня сайт не выдержал наплыва посетителей и обвалился.

Взлёт «Югры» был стремительным: он вошёл в топ-35 в течение последних трёх лет. Эксперты говорят, что его обвал не останется незаметным для банковского рынка. По принципу домино за ним могут последовать и другие финансовые организации.