К чему приводит такая абсурдная тотальная централизация — видно по прямым линиям Путина. Миллионы проблем и семьдесят ответов с поручениями. Все остальные остались за бортом. Никак иначе это все выглядеть не будет.

 

Не очень громкая вообще, но видимо, весьма заметная в профессиональном сообществе новость из сферы образовательных услуг:

«Министерство образования и науки планирует менее чем через три года передать полномочия по управлению школами от муниципалитетов регионам. По словам главы ведомства Ольги Васильевой, реформа позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства, а также создать в России единое образовательное пространство.»

Про «единое образовательное пространство» отнесем на необходимое в таком случае «бла-бла-бла». Надо же что-то сказать. Не совсем понятно, как крупное фрагментирование этого пространства будет создавать его единство. А вот идея изъятия проблемы из муниципалитетов на региональный уровень более интересна. Содержательно интересна.

Централизация страны приняла уже совершенно безумные формы — при сокращении пирога естественный рефлекс федеральной власти имеет строго хватательную основу. Подгрести всё под себя. Вместо передачи полномочий на решение повседневных вопросов вниз (вместе с соответствующими источниками дохода) власть сугубо рефлекторно действует строго наоборот — замыкает эти источники на себя, вынужденно забирая и расходную часть. Муниципалитеты на своей шкуре ощущают главный закон капитализма, при котором богатые в кризис богатеют, а нищие нищают.

В данном случае все логично — передаются полномочия и доходы в региональный бюджет, соответственно, федералы имеют возможность «подрезать» выделяемые регионам трансферты и прочие поступления. И крутитесь, ребята.

Речь идет о деградации бюджетной сферы — дистрофия всегда начинается тогда, когда организм начинает жрать сам себя.

Последствия очевидны: за годы правления Путина число школ уже сократилось с 68,1 тысяч до 44,1 тысяч. (Вообще, вся социальная инфраструктура уничтожается вполне стахановскими методами: сокращение больниц — с 10,7 тысяч до 5,9 тысяч, поликлиник — с 21,3 тысяч до 16,5 тысяч. У нас растет только число долларовых миллиардеров. Тут динамика положительна и оптимистична) Теперь «оптимизация» неизбежно приведет к новому всплеску закрытия школ. Под какой вывеской — вопрос второстепенный.

Как это скажется на образовании и на детях — тоже вполне прогнозируемо. Впихните в класс не 40, а 60 детей (а ведь придется впихивать — детей-то сократить не так просто, как школы) и прикиньте последствия такого образовательного процесса.

С управляемостью из регионов тоже примерно понятно, как будет выглядеть — попробуй из Красноярска поруководи школой за тысячу километров. Теперь каждый гвоздь придется сопровождать обширнейшей перепиской с региональной столицей. И любую проблему — так же. То есть, конечно, структурно переподчинят образовательные райуправы регионам, они-то и будут формально решать местные проблемы — но окончательное-то решение по любой мелочи все равно будут принимать где-то там наверху. У них деньги, у них и решение.
К чему приводит такая абсурдная тотальная централизация — видно по прямым линиям Путина. Миллионы проблем и семьдесят ответов с поручениями. Все остальные остались за бортом. Никак иначе это все выглядеть не будет. Но что делать — кризис. Всем тяжело, поэтому придется в ручном режиме выбирать: кому должно быть чуточку полегче и главное — за чей счет. Народ, понятно, в такой конструкции всегда будет идти по остаточному принципу.

 

Источник