Они по-прежнему плачут по «отобранному», но так и не возвращенному сознанию…

 

100 лет назад до Харькова и Донбасса начали доходить странные слухи из Киева о том, что Центральная Рада рассматривает эти русские территории как Украину. До сего времени в Харькове довольно сочувственно относились и к Раде, и к украинскому вопросу в принципе. Но когда в Киеве объявили Первый Универсал, местная пресса назвала это «вздорным поступком». Харьков резонно предложил дождаться Учредительного собрания, а затем демократично, путем референдумов, определять мнение жителей самих регионов, к какому образованию им относиться и на каком языке учить детей. Как вы понимаете, это вызвало бурю негодования у малочисленных свидомых, которые всегда болезненно относились к вопросу демократического выбора языка.

Бандурист Гнат Хоткевич опубликовал 24 июня (7 июля по новому стилю) 1917 г. в Харькове статью, в которой гневно обрушился на идею определять принадлежность территорий и язык учебных заведений демократическим путем, прекрасно понимая, что Харьков и харьковцы не поддержат «украинский вопрос». Он писал: «Дурят нас Учредительным Собранием, чтобы мы сидели тихо, а потом покажут нам знак из трех пальцев и скажут — это знак авторитетный, потому что показало нам его само Учредительное Собрание… И что ж нам ждать теперь от того Учредительного? Попадут туда не наши люди — а будут решать нашу судьбу. У нас силу агитации и сознание народа отобрали».

Представляете, прошло уже ровно сто лет – а они по-прежнему плачут по «отобранному», но так и не возвращенному сознанию…

Владимир Корнилов