Протоиерей Андрей Ткачев о книге «Литургия смерти» пресвитера Александра Шмемана

Произведение с таким страшноватым названием, на самом деле, абсолютно не пугает. Это небольшая по размеру книга о заупокойных молитвах, о литургическом поминовении усопших, о месте смерти в жизни церкви. Там встречаются ссылки на серьезные труды западных историков и философов, например, француза Филиппа Арьеса. Историк рассматривал смерть в контексте всей христианской культуры, от первых апостольских времен до высокого Средневековья, Нового и Новейшего времен.

В книге есть интересное описание того, как менялось отношение к покойникам: сначала мертвые были настолько близки, что на кладбищах могли праздновать свадьбы и пировать, в этом не было ничего кощунственного. Со временем покойников постепенно удаляли «от глаз подальше». Сегодня люди стремятся к тому, чтобы мертвые жить не мешали. Специальные службы делают все быстро, чисто, хорошо, аккуратно. В белых перчатках, в красивых машинах, с дозиметрами, воздух замеряют, чтобы не было запаха гниения… Иными словами, все для того, чтобы живые быстренько вернулись после заупокойного ланча к своим повседневным делам и о смерти не думали.

Александр Шмеман замечает, что смерть выдвинута на маргинес, хотя на самом деле она – константа нашей жизни. О ней нужно думать, к ней нужно готовиться и относиться правильно.

Еще один интересный момент: многие ошибочно считают, что религия всегда была обращением к Богу. На самом деле, изучение религии и древних культов убеждает нас в том, что Бог никогда не был на первом месте в религиозном внимании древних людей.

Древнейшие культы верили в то, что мертвые продолжают жить. Поэтому о них нужно было заботиться, кормить и ублажать, только бы они не вторгались в жизнь живых. Первые религиозные культы всегда верили в существование особенных дней, когда граница между мертвыми и живыми истончается. В эти дни мертвые могли входить в жизнь живых, нужно было защищаться обрядами и магическими действиями. Не отсюда ли такие праздники, как Хэллоуин, когда вторжение мертвецов превращается в клоунаду, в фарс, в пьянки-гулянки и в ношение масок? Да, это древний отголосок той самой религии мертвых.

Тут появилось христианство и возвестило нечто совершенно новое: в центре религиозных переживаний – Бог. Не загробная жизнь, не царство мертвецов, вроде гомеровского или дикого местнотуземного. А Господь. И все, которые в Боге умерли, продолжают жить, потому что Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых.

В общем, Александр Шмеман в своей книге поднимает интереснейшие темы. Поднимает, но не раскрывает, а лишь немного поясняет смысл заупокойных молитв: «Боже духов…», «Вечная память», кондак «Со святыми упокой». Можно сказать, что автор погружает человека в ту тему, о которой он сам думать не хочет. А надобно думать и об этом.

«Литургия смерти» дает нам отсылки к другой литературе, которая повествует об отношениях к мертвецам в культуре христианского Средневековья, Нового и Новейшего времени. Книга дает почву для размышлений, поэтому мой совет – «Бери и читай».