Власти Москвы предложили не защищать права тех участников долевого строительства, кто приобретает жильё в инвестиционных целях. В категорию инвесторов попадают в том числе родители, которые решили приобрести жильё подросшему отроку, или наоборот. Предложение столичных властей может стать общероссийской практикой, по крайней мере, оно уже обсуждается в федеральном парламенте. О правовых коллизиях — наш материал

Жильцам тут не рады. Участников долевого строительства встречает строгий охранник и высокий металлический забор. За ним – пустырь, поросший бурьяном. В 2015 году люди вложили деньги в котлован, а вскоре компания-застройщик обанкротилась. Семья Гулязор Мерзоевой купила две квартиры в злополучном доме. Для себя и для мамы. Взяли ипотеку, продали машину, вложили средства материнского капитала. Теперь все деньги оказались за плотно закрытым забором.

«Извините пожалуйста, просто накипело — мы устали от этого. Ходим каждый день на стройку, потому что живём не очень далеко. Разговариваем один раз в неделю с охранником. Просим показать наше озеро — фундамент в воде. И это каждый раз — из месяца в месяц. У нас дети растут, а дом не растёт», — рассказала Гулязор Мерзоева, участница долевого строительства.

В России, по официальным данным, 45 тысяч обманутых дольщиков. По неофициальным — чуть ли не в три раза больше. Государственная Дума рассматривает законопроект о компенсационном фонде для пострадавших дольщиков. Первое чтение прошло в середине июня. Ко второму депутаты хотят внести в документ серьезные поправки. В частности, из-под опеки государства выведут тех, кто покупает квартиры, как значится в документе, «в инвестиционных целях». То есть, не одну жилплощадь, а больше. Под эту категорию азартных инвесторов попадает и семья Гулязор Мерзоевой.

Управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев указал на нечёткость формулировок по поводу критериев: «Предполагается, что если у человека несколько квартир, он будет считаться инвестором. И к нему не будут применяться те меры защиты, которые применяются к тем дольщикам, которые приобретали с целью жить в квартирах. Это вопрос достаточно тонкий. Как разделить людей и инвесторов, которые приобретали для собственных целей? Это очень сложно».

Если законопроект будет принят, то застройщики будут обязаны отчислять в компенсационный фонд 1,2% от стоимости каждого договора долевого участия. Эти деньги пойдут на выплаты дольщикам в случае банкротства недобросовестных строителей. Но люди, которые уже пострадали, под действие нового закона не попадут. Правила коснутся лишь договоров, которые были заключены уже после вступления документа в силу.

В стране постоянно идут разговора о создании благоприятного инвестиционного климата, но решения в части так называемого долевого строительства, когда инвестор находится вне правового поля, представляются крайне спорными. Получается, что если ты решаешь жилищный вопрос для своего ребенка, то можешь стать жертвой аферистов, а государство не будет вмешиваться в эти криминальные схемы.