Зачем глава МИД РБ подставляет президента республики?

 

Через несколько дней, с 5 по 9 июля, в Минске пройдет очередная, 26-я летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Она соберет более 700 парламентариев из 57 стран и Международного секретариата ПА ОБСЕ для обсуждения значимых для западного сообщества тем.

О том, что 26-я летняя сессия ПА ОБСЕ, возможно, пройдет в Минске, стало известно еще в апреле 2016 года после того, как с соответствующим предложением в Копенгагене выступил секретариат ПА ОБСЕ. Уже в мае 2016 года Минск посетила передовая группа Международного секретариата ПА ОБСЕ и, после ознакомления с условиями на местах, одобрила организацию сессии в республике.

Окончательное решение было принято год назад на 25-ой летней сессии ПА ОБСЕ в Тбилиси. После чего в середине марта текущего года Минск посетила делегация ПА ОБСЕ во главе с председателем Ассамблеи Кристин Муттонен, которая подписала соответствующее соглашение с председателем нижней палаты белорусского парламента Владимиром Андрейченко. Как в одном из своих интервью отметил сам Андрейченко —

«Мероприятие такого масштаба и уровня проводится в нашей стране впервые. Оно позволит повысить роль Белоруссии в вопросах мировой политики и безопасности, развить политический диалог с парламентариями других государств, откроет новые возможности по продвижению национальных интересов Республики Беларусь, расширению торгово-экономического сотрудничества».

Минская летняя сессия ПА ОБСЕ пройдет под лозунгом «Укрепление взаимного доверия и сотрудничества во имя мира и процветания в регионе ОБСЕ». Официально в повестке дня сессии значатся такие темы, как проблема терроризма, кибербезопасности, затяжные конфликты, изменение климата, миграция и укрепление механизмов ОБСЕ по обеспечению соблюдения прав человек.

Однако предметный анализ текстов докладов и проектов резолюций, предложенных секретариатом этой организации для обсуждения в Минске и поддержанный, в свою очередь, белорусской стороной, показывает, что основное их острие, как публичное, так и нормативное, повернуто против России, а проведение всей сессии будет нацелено исключительно на критику Москвы и трактоваться как еще одна антироссийская площадка. Например, в докладе Маргарет Седерфельт (депутат ПА ОБСЕ от Швеции) для Общего комитета по политическим вопросам и безопасности, Россия прямо обвиняется в якобы агрессии против Украины и аннексии Крыма:

«Вызванный российской агрессией кризис в Украине и вокруг нее может быть разрешен исключительно через конструктивный и инклюзивный диалог. … Аннексия Крыма Российской Федерацией и конфликт в регионе Донбасса нарушают принципы Хельсинкского заключительного акта и подрывают территориальную целостность Украины. В этой связи ПА ОБСЕ ясно дала понять, что аннексия Крымского полуострова Российской Федерацией является незаконной и нелегитимной».

То есть получается, что агрессия НАТО против Югославии и аннексия Североатлантическим блоком территории этой страны и ее последующий распад не был нарушением Хельсинкских соглашений и подрывом территориальной целостности Югославии…

На основании такого рода «доклада» предлагается следующий текст резолюции:

ПА ОБСЕ «призывает Российскую Федерацию как оккупирующую державу на Крымском полуострове снять все ограничения и устранить иные барьеры, препятствующие свободе передвижения наблюдателей из состава Специальной мониторинговой миссии в Украине и выполнению ими своего мандата; призывает Российскую Федерацию воздержаться от агрессивной практики и отменить решение о незаконной аннексии Автономной Республики Крым».

Очень интересно будет посмотреть, как будут голосовать белорусские представители в ПА ОБСЕ по проекту резолюции «Восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины». Понятно, что с целью соблюдения политеса, белорусская делегация может воздержаться от голосования или проголосовать даже против. Однако и ежику понятно, что ни первый, ни второй вариант поведения белорусской делегации не окажет на принятие резолюции никакого влияния. И тогда возникает вопрос — а зачем союзнику надо было участвовать в организации этого политического фарса?

Надо отметить, что в течение всего 2016 года МИД РБ вел системную и целенаправленную работу по проведению ПА ОБСЕ в Минске. Об этом свидетельствует анализ встреч руководства белорусского МИД в 2016 году. Вместе с тем, наряду с понятным желанием официального Минска обозначить европейское крыло в своей внешней политике, возникает вполне логичный вопрос.

Зачем официальному Минску понадобилось предоставлять политическую площадку одному из европейских институтов для публичной критики своего ближайшего союзника? Ведь в том, что именно так — что Минск солидаризуется с западными обвинениями России по украинскому вопросу, по вопросу Крыма и Донбасса — и будет подана информация мировыми и европейскими СМИ. Именно для того и предоставил публичную площадку западным политикам для выражения ими односторонней позиции и принятия соответствующих антироссийских резолюций.

На мой взгляд, если бы официальный Минск был настоящим союзником России, то после ознакомления с проектами докладов и проектами соответствующих резолюций (и не только вышеперечисленных, но и целого ряда других), которые готовились ПА ОБСЕ без консультаций с Россией и исключительно в одностороннем порядке, и которые уже несколько месяцев висят на сайте организации, то, как союзное России государство, он должен был бы выдвинуть соответствующие условия проведения сессии ПА ОБСЕ на территории республики.

И если бы данный западный политический институт влияния не отказался от заведомо ложных обвинений России в аннексии Крыма, в оккупации Донбасса и так далее, — вполне логично от союзника ожидать, что он откажется от проведения данного антироссийского мероприятия. Вместе с тем, очевидно, что если президент республики и спикер нижней палаты белорусского парламента в силу целого ряда причин могли и не знать о том, что в Минске, используя площадку ПА ОБСЕ как повод, планируется устроить антироссийский шабаш, то руководство белорусского МИД, несомненно, обладало всей полнотой информации и сознательно (и уже в который раз) подставило главу белорусского государства.

В связи с вышеизложенным, возникает целый ряд вполне логичных вопросов (в том числе и по поводу белорусско-российских отношений), из которых озвучу только один — стоит ли российской делегации тратить деньги на поездку в Минск и участвовать в этом политическом цирке? Позицию Москвы по европейским проблемам безопасности и соблюдения прав человека можно донести и через другие инструменты и соответствующие заявления.

Абсолютно незачем устраивать ситуацию, когда за спиной российских представителей «братья» и «партнеры» будут совместно подмигивать друг другу, проявляя солидарность по поводу «российской агрессии» в Крыму и Донбассе. И вовсе незачем быть чужими на этом «празднике жизни», так отменно организованном белорусским МИД. Наоборот, стоит поблагодарить белорусское внешнеполитическое ведомство и лично его главу за то, что белорусский МИД показал свое истинное отношение не только к России и к воссоединению территорий Исторической России, но и к своим обязательствам в рамках Союзного государства.

Юрий Баранчик, ИА REGNUM