Протоиерей Андрей Ткачев о том, как сделать правильный выбор при поступлении в высшие учебные заведения

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», писал Крылов. Поговорим о выборе жизненного пути после окончания средней школы.

Действительно беда, когда сливку заставляют рождать грушку — или яблоню заставляют рождать сливки. Человеку нужно делать свойственные ему вещи.

Например, если человек — прирожденный доктор, крови не боится, людей любит и разбирается в химии, преступно отдавать его на инженерный факультет. Или, наоборот, человек лепит, красит, шпатлюет — смешно отдавать его на гуманитарные профессии, на переводчика или литератора.

Поэтому выбор жизненного пути — это не просто. В случае промаха — это потраченные впустую деньги, испорченные годы жизни. Это мигрень из-за того, что не хочешь учить и сдавать ненужные предметы.

Возникает целая проблема: как найти себя в своей жизни. И у меня есть несколько рекомендаций.

Мне кажется, что человека в период его отрочества и детства нужно методом тыка пробовать в разных областях. Нужно дать ему разные знания, водить в кружки, секции. Чтобы он попробовал все и нашел себя или, по крайней мере, увеличил бы процент вероятности.

Кроме того, направляя свое чадо в тот или иной вуз, не нужно руководствоваться своими тщеславными мнениями. Не стоит перебрасывать свои комплексы на детей и вкладывать в их неоперившуюся голову свое мировоззрение. Необходимо постараться посмотреть, что ему нравится для того, чтобы человек с первых дней своего студенческого бытия с радостью бежал на пары.

Учиться нужно только там, куда ты бежишь с удовольствием, где ты впитываешь информацию, нужную тебе и приятную для души. Для кого-то это будет Институт нефти и газа, а для кого-то — театральный институт. Это разные вузы, и поменять местами абитуриентов и студентов здесь не получится.

Поэтому должно быть максимальное внимание к личности самого человека. Задача в том, чтобы человек на выходе из средней школы дозрел как личность до осознания выбранного пути.

Противоположный эффект — инфантильность. Когда все кладется в пережеванном виде в раскрытый ротик. Когда все делается вместо человека, и тот даже постель заправлять не умеет. Он не то чтобы не знает, что он хочет делать в жизни — он вообще не задумывался, откуда хлеб на полках в магазине берется.

Инфантилизм и решение всех проблем родителями — это убивание времени ребенка и бесполезное убивание родителей. И на выходе после пяти лет обучения человек не хочет заниматься тем, чему его учили на постылой, надоевшей студенческой скамье.

Нужно, чтобы ребенок созрел и расцвел как личность, и знал, чего он хочет. А критерием этого является желание бежать на пары с первого дня занятий.

Поэтому, пожалуйста, не провороньте свою жизнь. Потому что всю жизнь учась на врача, а потом продавая трусы на базаре, вы становитесь убийцей денег, времени и собственной жизни.

Поэтому выбирайте путь жизни сознательно, личностно и раскрыто. А родители должны здесь просто помочь, но не насиловать.

Не портите себе жизнь, и нам тоже.