В центре древней русской столицы собирались обществоведы, чтобы обсудить, почему раньше Третий Рим и порт пяти морей собирал земли, а сейчас они расползаются, словно лоскутное одеяло

Объединенный форум обществоведов «Национальное самосознание народов стран евразийской интеграции» вновь заставил говорить о проблемах. Потому как не задается пока интеграция: Минск бодается с Москвой за право задарма перерабатывать российские углеводороды, заигрывает с Западом и своими собственными нацистами-русофобами; в Ереване время от времени активничает прозападная оппозиция, грозясь скинуть относительно лояльный бывшей метрополии режим; Астана ведет собственную игру, обещая перевести государственный язык на латиницу, и преследует местных ополченцев Донбасса; Ташкент с присущим восточным лукавством заверяет о приверженности партнерству, но втихую сносит православные храмы и памятники советского периода… И никто из представителей «дружной семьи народов» постсоветского пространства официально не признал Крым российским, кто-то не решился, опасаясь соответствующей реакции «западных партнеров», а кто-то откровенно не захотел.

Таким образом, автономный полюс силы, каким виделся Таможенный союз и евразийская интеграция в целом до конца не сформировался. У нас сотни лет общей истории, мы все знаем язык, на котором способны понимать друг друга, самых пассионарных из нас как магнитом тянут стены древнего Кремля, однако обещанного единства пока нет. В чем же причина?

Беда внутри

«Торговый оборот между странами Евросоюза сжался на треть, — констатировал, выступая на форуме, директор по проектам Научного центра евразийской интеграции Сергей Ткачук. — Кто-то оправдывает подобное положение падением цен на энергоносители, введенным против основного двигателя экономики евразийского пространства — России, режима санкций. Однако нужно признаться, что основным дестабилизирующим фактором является отнюдь не внешний, а внутренний — внутрироссийский. Если быть точным — политика российской финансово-экономической элиты».

По мнению эксперта, ставка господ экономистов, рулящих российской экономикой на таргетирование инфляции, а не на таргетирование экономического роста приносит плоды, но пока что горькие: доверие между участниками евразийского союза уходит. И он уверен, что покуда Россия не наведет порядок у себя дома, о каких-либо успехах континентального интеграционного формата придется забыть.

Ткачук также отметил, что пока интеграторы делали ставку исключительно на экономику, из процесса выпал целый блок по формированию единого гуманитарно-образовательного пространства. Да и в целом процесс воссоединения нуждается в «идеологическом оформлении», но к идеологии — пока никак. Опять же в современной России она даже запрещена по Конституции.

В результате на чем строить общую евразийскую идентичность не знают не то что рядовые граждане государственных осколков Русского Мира, но и в верхах. В частности, в ходе своего выступления на форуме генеральный директор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев рассказал курьезный случай: ему довелось побывать на школьном выпускном вечере в московском Кремле — самом сердце страны. На праздничной сцене, развлекая уже вчерашних школьников, носился татуированный рэппер — точная калька с типичного «героя» американской масс-культуры, разве только репертуар русскоязычный. Сам же рассказчик вышел из концертного зала в коридор и увидел, что там стоит довольно много молодежи, которую сценическое действие никак не увлекает. Ученый поинтересовался, почему? Ребята ответили: «Не интересно, и не наше». А когда молодежь выходила на улицу, то хором затянула «День победы» и «Смуглянку». Их никто не просил, просила душа каждого из этих взрослых детей. Но, что характерно, подобных песен в репертуаре праздничного концерта не оказалось…

Ну как тут не вспомнить обилие вышитых рубах на показательно-отчетных мероприятиях соседнего государства, тоже патриотизм, правда, оголтелый, со знаком минус, однако какая-никакая, а четкая декларация собственной идентичности. Противопоставить которой вчерашняя метрополия может разве только Бессмертный полк раз в году.

Вспомнить про русских

«Нам можно взять пример с Казахстана, где перед свадьбой у молодоженов проверяют историю рода до седьмого колена, вот и нам нельзя строить свою идентичность только на памяти Великой Отечественной войны, — убежден Агеев. — Нужно делать Бессмертный полк Первой мировой войны, Бессмертный полк Крымской войны, вспоминать своих предков на столетия вглубь. К сожалению, мы ничего не помним, и в мировой системе выполняем вассальную роль, но все наше национальное самосознание противится подобной роли. Это, в частности, показали события и на восставшем Донбассе».

Действительно, русский Донбасс восстал против антирусского морока вчерашних переродившихся соплеменников, равно как и русская Новороссия. Но все ли лишенное национальной и цивилизационной самоидентификации население России поддержало этот вспыхнувший огонек святого русского бунта? Будь так, не ходили бы по столице тысячные толпы людей с русскими именами и фамилиями, неся позорные петлюровско-мазепинские флаги. И уже не важно, кто у этих людей вожди, как и сто лет назад они позволяют увлечь себя откровенно антирусскими химерами.

«Русские Украины, к сожалению, остаются непризнанными Россией, — с горечью отмечал еще участник мероприятия, лидер общественной организации «Союз граждан России и Украины», киевский политэмигрант Алексей Наталенко. — Удивительно, но, например, граждане Таджикистана, не являющиеся частью Русского Мира, имеют здесь больше прав, чем украинские русские, потому что у Москвы и Душанбе есть межгосударственные договоренности. По сути, Россия сдала 36 миллионов человек на откуп своим «геополитическим друзьям», потому как если Россия выходит откуда-то, это место сразу же занимают другие государства, начиная активно влиять на население через неправительственные организации. В Украине делали Бессмертный полк, но не при поддержке исторической родины, а, наверное, вопреки ей, потому что это была стопроцентная инициатива снизу. Нам хотелось отдать дань тем страницами истории, когда мы были единым народом, дань героической эпохе, кровной связью с которой может гордиться молодежь».

Не дать шанса новым хазарам

Безусловно, участники форума «Национальное самосознание народов стран евразийской интеграции» пытались в происходящем увидеть и позитив. Говорили, например, о перспективной разработке самолета с низким расходом топлива, и даже о том, что те пилоты, которые сейчас уехали из России в Китай за более высокими зарплатами, обязательно вернутся, но уже с новыми знаниями. Но сама логика происходящего мероприятия требовала решений, стратегий, идей. И они, конечно, звучали.

«У России есть три пути вероятного развития, — говорил философ и экономист, координатор общественного движения «Честь и Родина» Алексей Балмышев-Климин. — Это проект «Новая Хазария», либеральная доктрина, объединение «норманнов и хазар», государство без границ, глобальная финансовая система с безналичными расчетами, духовный плюрализм: хочешь верь, хочешь — не верь.

Второй путь для России – «Третий Рим», объединение «скифов и тевтонов», предполагает возврат к традиции, иерархии в обществе, примату семейных ценностей и веры в Бога как средства спасения души.

И третий путь — это так называемая Новая Орда, левая идея, объединение «норманнов и скифов», с азиатским способом производства, который впервые был применен в СССР, когда «впереди планеты всей перекрывали Енисей».

Последние два проекта могут послужить основой для народного объединения. И капитализация времени будет осуществлять не за счет ссудного процента, а за счет временных циклов, порядка следования событий. Эти два проекта уничтожают либеральное государство, корпорацию новых хазар. Но если они столкнутся друг с другом, то неизбежно победит третий. Надо понять, где воля — полная свобода действий, объединяется с долей — жесткой ответственностью за результат этих действий, там будет царить дух справедливости. Нужно взять в качестве основы идею русской мечты, русскую культуру, веру в эту самую справедливость. Россия надеется и верит в Бога ради спасения души, традицию, и если она выберет собственный путь, свой полюс, то люди будут готовы ради этого и умереть, и победить».

Слова философа звучали, им аплодировали, на них отзывались. Но за пространством уважаемого собрания текла жизнь в ее многообразных будничных проявлениях. Текла автономно от красивых речей и великих идей. Но как всякое течение нуждалась и нуждается в направлении, в смыслах. Подхватить и донести сказанное нужно, если есть воля к справедливости исторической. И если это будет сделано, то ветра евразийских просторов подуют как и встарь, туда, куда и им и положено дуть.