Сегодня день рождения Антуана Сент-Экзюпери. Но мало кто знает, что это — не только автор «Маленького принца». Это ницшеанец, который всё-таки нашёл Бога

29 июня 1900 года родился человек, который оставил нам настоящее чудо — «Маленького принца». Однако Антуан Сент-Экзюпери — это намного больше, чем «нарисуй мне барашка» и «мы в ответе за тех, кого приручили».

В первую очередь он — настоящий воин. Родом из перигорских дворян, третий из пяти детей, он почти всю жизнь посвятил авиации. Впервые он познакомился с небом в 12 лет — и влюбился на всю жизнь.

Военный лётчик пережил несколько авиакатастроф, неоднократно попадал в экстремальные ситуации, но никогда не жаловался. Сент-Экзюпери добровольно ушел на фронт в ходе Второй мировой войны, объяснив это просто: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю — под угрозой».

«Я выбрал работу на максимальный износ, — писал он. —  Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после неё».

31 июля 1944 года Сент-Экзюпери вылетел с аэродрома Борго на Корсике в разведывательный полёт и… не вернулся.

Ницшеанец в полях

Большинство людей не знакомы с настоящим Сент-Экзюпери. Прочитайте главный его труд — «Цитадель». Вы удивитесь, встретив там не лётчика с барашком, а самого настоящего философа ницшеанского толка.

Через невероятные муки Сент-Экзюпери ищет разрешения тупика «Бог умер». И в отличие от Ницше находит.

Важно, что Сент-Экзюпери родился в год смерти Ницше, и принадлежит уже следующему поколению — тех, кто видел мировые войны и разглядел «сверхчеловека». Поэтому отчасти труды лётчика — это ответ времени.

В то время были и другие близкие к ницшеанству концепции — «Игра в бисер» Гессе, «Волшебная гора» Томаса Манна. Красной нитью проходила мысль об отборе сильнейших, лучших. Но только Сент-Экзюпери (в основном благодаря «Маленькому принцу») оказался ближе всех к массовому читателю.

Поняв, сколько в мире боли, насколько люди несовершенны, писатель берет на себя непосильную задачу — по сути, стать наместником Бога на Земле и заставить людей стать лучше. Не ждать, пока Бог всё сделает за людей, но указать им на звёзды.

«Я — лужайка над пропастью. Хранилище, где дозревает плод. Паром, что принял из рук Господа поколение и переправляет его на другой берег. Из моих рук Господь получит его точно таким же, каким вручил», — говорится в «Цитадели».

«И если я сумею сделать моё царство таким высоким, что и звёзды найдут в нём своё место, — продолжает Сент-Экзюпери, — то народ мой, встречая ночь на пороге, поднимет глаза к небу и возблагодарит Господа за то, что Он мудро ведёт Свои корабли».

Писатель понял главное: смысл есть только в том мире, где есть Бог и любовь.

Человек, который должен сбыться

Люди не обладают ценностью. Их задача — ежедневно трудиться, «не получая, а отдавая», уверен Сент-Экзюпери.

Самое большее и великое, на что может дерзнуть человек на земле — это сбыться. «Ты ищешь смысла в жизни; но единственный ее смысл в том, чтобы ты, наконец, сбылся».

Сбыться — значит, выйти за обывательские пределы и доказать, что мир — больше и важнее тебя. Что мир — это не уют, а постоянный вызов, на который ты обязан ответить.

И ещё: никогда не выставляй напоказ свои слабости, говорит нам Сент-Экзюпери. Не жалуйся. Мир огромен, он страшен и чудесен — будь благодарен.

Защитник стен и скреп

При этом Сент-Экзюпери — убежденный противник демократии в худшем из смыслов. Люди не знают, чего хотят, и им нужна жесткая рука.

«Я — жизнь, я упорядочиваю. Я творю ледники вопреки интересам луж», — без сомнений пишет наш лётчик.

Тот, кто пытается разломать устои, традиции, «стены», сам потом пожалеет об этом. Правила нужны всегда и везде, даже если ты останешься последним человеком на планете. Человек — это крепость, и если он сломает стены, звёзды ответят ему: что обрёл ты, разрушитель, кроме тоски — обитательницы развалин?

«Вместе со скрепами они потеряют ощущение целостности царства и перестанут его любить; ничего не любя больше, они потеряют самих себя», — поясняет писатель.

Поэтому человек жив, «пока сердце помнит запреты».

Экзюпери против виктимблейминга

В нашей современности, скорее всего, коллективный Запад заклевал бы Сент-Экзюпери за «авторитаризм». Потому что он не только против праздника непослушания, но и против слабости напоказ.

«Я не признаю прав самого нищего, прав его гнойников и калечества, чтимых нищим как божество», — пишет автор, напомнив, как многие нищие, не желая выбираться из своего положения, «гордились друг перед другом своими язвами, бахвалились дневным подаянием».

Это важный урок. Сейчас нас учат быть жертвами — покаяться, устроить демонстративный виктимблейминг, отдать приоритет меньшинствам. Но это — не есть норма. И Сент-Экзюпери не стесняется об этом говорить.

Подлинные чудеса не шумны

Говорят, что в молитвах лётчика была такая просьба: «Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов».

Мы — уже живем. Случаются и радости, и потери, но всё это — чудо. Ведь «подлинные чудеса не шумны, и самые важные события очень просты», напоминает наш лётчик на страницах «Письма заложнику».

Всё уходит в вечность, и человек всей своей жизнью готовится к встрече с Господом. «И если в колебаниях и переменах ты ощутишь себя ветвью, неотторжимой от оливы, то и у перемен окажется вкус вечности»…