Каких-то сто лет назад человечество восхищалось русской культурой, постигая ее смыслы. Современная же «русскоязычная культура» все чаще стремится копировать не самые лучшие и наиболее скандальные тренды культуры западной, причем, как правило, на деньги государства

Содомиты в качестве положительных героев — в каждом третьем фильме или сериале, пляски без трусов практически — в каждой новой программе современного танца, богохульные и антихристианские тексты и номера у каждой второй рок-группы, сексуальные девиации, наркомания и психические отклонения — без них редко обойдется новый литературный бестселлер. Вот что такое западная культура сегодня. И, к сожалению, ее антипринципы с каждым годом все сильнее укореняются в массовом сознании западного обывателя, который уже и не особо задумывается над тем, почему один из персонажей «Стартрека» — астронавт Сулу, в новой части франшизы завел себе мужа, умиляются, когда школьники начальных классов на конкурсах поют хиты рок-пенсионеров про то, как здорово мчаться по дороге в ад, а старшеклассников водят на выставки австралийского скульптора, ваяющего огромные гиперреалистичные фигуры людей со всеми присущими им анатомическими причиндалами.

Славное прошлое, бесславное настоящее

Было время, когда «большой мир» по хорошему дивился и старался подражать тому, что дарили ему выдающиеся деятели русской культуры. Дягилевские сезоны, система Станиславского, романы Достоевского и Толстого, пьесы Чехова, музыка Рахманинова и Стравинского, песни Шаляпина и Вертинского — когда-то все это было тем, что сейчас принято называть, издеваясь над русским языком, на английский манер — мировыми брендами. И в то время как современники русских классиков на свой страх и риск опускались в пучины ада, исследуя духовные и телесные низы, наши соотечественники звали к очищению, в горние выси, через страдания и боль, разочарования и познание. Чем и привлекали, завораживали.

«Человеку за всю жизнь достаточно прочитать Библию и всю русскую классику», — говорил немецкий поэт Райнер Мария Рильке. И сотни тысяч образованных людей по всему миру, а, может, и миллионы, соглашались с ним.

С тех пор «много воды утекло». Западный мир, по сути, остался тем же, только научился погружаться глубже. А вот русский мир изменился. Точнее он перестал быть русским. Превратившись поначалу в советский, а затем российский. И если советский еще летал с журавлями Михаила Калатозова и Николая Рубцова, то новая реальность, окутавшая его, практически уничтожила способность к полетам. Напротив, мастера кисти, слова и сцены наперегонки побежали за лифтом, на всех парах несущимся вниз, стараясь в своих лазаньях по дну превзойти тех, кто делал это давно, лучше и виртуознее. И иногда у них что-то получалось, иногда о них даже говорили за пределами «этой страны», где они традиционно зарабатывали, пытаясь создать продукт «как импорт», а самые удачные и вовсе — на экспорт. Но похвалив, также быстро забывали, ибо копия всегда бледнее оригинала.

Поэтому приходилось выть и визжать истошнее, чтобы запомнилось, а лучше приправить свои творческие сублимации политическим скандалом, закрепив ореолом мучеников за идеалы свободы и демонократии. Правда, со временем забывалось, и в этом случае, например, недавняя гастроль Pussy Riot в Греции привлекла внимание лишь нескольких десятков гендерно озабоченных активистов.

Ну а что же Русь? Русь слова? Русь рукотворного образа? Русь звенящей ноты? Неужели вся повывелась? Да нет, просто фиглярствующие и эпатирующие, горланящие и визжащие, публично раздевающиеся и совокупляющиеся заслонили ее, перекрыв все пути, заслонив потоки свежего ветра, подрезав крылья. И сказать, что такое положение вещей пришлось по нраву русским людям, что наследники великих имен смирились с уготованной им участью, было бы очередной неправдой.
Нет, совсем недавно Совет Православной общественности обратился к президенту России с призывом защитить традиционную культуру.

«Под влиянием пришедшего с Запада постмодернистского мировоззрения «авангардисты» утверждают «новизну» в искусстве, выходя за пределы культуры как таковой, отрицая всякие нормы и ценности — эстетические, нравственные, религиозные, социальные, правовые», — говорится в тексте обращения.

«Многие манифестации этой контркультуры, сознательно подменяющие исконные ценности традиционной культуры, реализуются на государственные средства, в ведущих государственных театрах, с хвалебными отзывами в государственных СМИ. В то же время такие спектакли как «Пётр и Феврония» Светланы Земляковой, «Слово о полку Игореве» Елены Кузиной ютятся в подвалах. Происходящее нередко поддерживается представителями власти… Особенно сокрушительный удар наносится по великой русской классике», — отмечается в этом документе.

И действительно в своих болезненных интерпретациях классических сюжетов модернисты ушли более чем далеко, сознательно поменяв плюсы авторов бессмертных произведений на свои сиюминутные извращенные минусы.

За примерами ходить далеко не надо: достаточно просто отправиться в театр, вот и авторы воззвания к президенту упомянули скандальный спектакль Константина Богомолова «Князь Тьмышкин» — своего рода антитеза известного во всем мире произведения Достоевского. Ну как еще самореализоваться, если гения нет, а хочется — только поиздевавшись над подлинным гением. Вот и в богомоловском прочтении главный герой — педофил, изображающий антихриста. В то время как Федор Михайлович Достоевский в образе князя Мышкина пытался показать образ Христа в реалиях времени. И вряд ли знал, во что превратят его идею в гораздо более лукавое время.

Сеятели плевел

«Сцена — это трибуна перед многотысячной аудиторией, и именно русскую классику, как святая святых нашей культуры, препарируя её до противоположного смысла, сознательно и преднамеренно используют для нанесения сокрушительного удара по умам и сердцам нашей молодёжи, — написано в тексте Совета Православной общественности. — Во всём мире подобные творческие поиски ведутся, как правило, в частных театрах на средства спонсоров, тогда как из наших национальных достояний — МХАТа, Большого театра и Малого театра — только последний остаётся в рамках своего высокого звания».

Авторы обращения отметили, что агрессивная экспансия контркультуры оправдывается «поиском новых форм творчества». Так, например, скандальный публичный групповой половой акт в Зоологическом музее Петербурга был назван «творческим перформансом». С особой горечью общественники отметили, во что выродился Эрмитаж, оскверненный выпотрошенными трупами животных в рамках выставки Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты». А также демонстрацией в Молодежном образовательном центре Эрмитажа видеоверсии спектакля этого же автора, где на сцене одни нагие мужчины дуют и что-то кричат в задницы другим нагим мужчинам… Ранее же в знаменитом музее экспонировалась так называемая Волшебная люстра Теренса Коу, созданная из грязи, конского волоса, фекалий и крови….

«Происходящее — вызов обществу, это антикультурное извращение людей, которые пытаются своим псевдотворчеством отучить наш народ от красоты, раскрепостить нравы и легализовать патологические наклонности, — убеждены авторы обращения. —Запустив его в главные государственные театры, музеи и молодежные центры, мы запускаем программу саморазрушения общества, — и это хорошо понимают те, кто такое «искусство» нам навязывает».

Бумажные помыслы

То, что Совет Православной общественности решил обратиться непосредственно к государственному лидеру страны, имеет свои резоны. В частности, согласно ратифицированной в декабре 2015 года президентским указом «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683) говорится, что «национальными интересами на долгосрочную перспективу является сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей». А также поясняется, что «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным… нормы морали и нравственности…»

«Управление по общественным проектам администрации президента, созданное в 2012 году для «укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере», явно не выполняет основной своей функции, — вынуждены констатировать в обращении православные общественники. — Об этом свидетельствуют факты государственного финансирования антинационально ориентированных СМИ, сомнительных спектаклей в государственных театрах, исторически спорных кинофильмов, в то время как не получают поддержки талантливые проекты творцов традиционной культуры. Подобные претензии нельзя не адресовать и к Министерству культуры РФ, а также к курируемым им фондам. Очевидно, что без возвращения к традиционным ценностям и нравственности российской культуры бессмысленно говорить о каком-либо «возрождении» нашей страны».

При этом авторы документа не просто критикуют сложившуюся ситуацию, но предлагают. Они говорят о том, что нужно сделать для того, чтобы осуществить поворот нашего общества к истокам, той самой «культуре и традиционным российским духовно-нравственным ценностям», которые пока остаются обычной «бумажной» мечтой, не более.

В частности, общественники призывают «незамедлительно прекратить государственное финансирование так называемого авангардистского и экспериментального искусства». По мнению авторов обращения, «радикальную по своей природе форму самовыражения не следует запрещать, но она должна занимать в обществе органичное для неё место андеграунда, маргинального творчества», а «ценное в этом явлении пробьётся к публике и войдёт в историю культуры и без государственной поддержки».

Также предлагается развернуть общественную дискуссию на тему культурного суверенитета России, а государству поддержать конструктивные общественные инициативы в этой области. Плюс ввести понятие «культурный экстремизм» и рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности нынешнего директора Государственного Эрмитажа.

«Политика поощрения контркультуры — самоубийственна для нашей цивилизации. Речь, по сути, идет о смерти и культуры, и государства, — поделился своими мыслями с обозревателем телеканала Царьград один из авторов обращения богослов, философ и публицист Виктор Аксючиц. — Мы надеемся, что наше обращение вызовет резонанс, в том числе среди здравых людей во власти. К сожалению, даже патриотические представители нашего политического слоя сильно оглядываются на Европу, не желая выглядеть ретроградами. Но без русского национального возрождения наше государство существовать не будет, а, значит, поднятый нами вопрос — это вопрос выживания и государства, и его элит. Я надеюсь, что разумные представители власти и бизнеса осознают это».

Хотелось бы надеяться. Потому что в Евангелии четко сказано, чем все закончится, когда белое поменяют на черное, плюс на минус, а Христа на антихриста. Великие империи пали, после того как разменяли крест на барыши и удовольствия, ложные идеи и обещания строительства земного рая. Либо переродились в то, о чем порой и говорить стыдно. Но хочется еще и верить. В то, что отмерянный нам срок не пройден, и великие, заслужившие бессмертие, не устыдятся своих потомков.