Сегодня мэр Балашихи Евгений Жирков подал в отставку по собственному желанию. Как сообщили в пресс-службе губернатора Московской области, временно исполняющим обязанности станет замглавы администрации Лилия Татевосян. На посту он провел три года — с 2014 по 2017 год. Уход главы Балашихи демонстрирует серьезный запрос на обновление местных элит

АВТОР

Очевидно, что уход Евгения Жиркова связан с разгоревшимся скандалом вокруг закрытия мусорного полигона Кучино. Впрочем, возможно, это стало лишь дополнительным катализатором.

Напомним, 15 июня в ходе традиционной прямой линии с Владимиром Путиным жители Балашихи пожаловались президенту на свалочную гору, расположенную всего в нескольких сотнях метров от жилых домов. Площадь превышает 50 гектаров, ежегодно на полигон привозили до 600 тысяч тонн отходов.

Закрытие полигона вызвало, естественно, возмущение владельцев и сотрудников прибыльной свалки. Накануне дошло фактически до открытого столкновения: сотрудники «Кучино» оказали сопротивление Росприроднадзору, и пытались заблокировать им вход на полигон.

Не первый скандал

Как известно, Балашиха — очень непростой округ, 44-й по населению город России. Это — бесконечные пробки, проблемы с экологией, хаотичная застройка. Кроме того, по уровню преступности Подмосковья город не уступает Реутову.

Но вызывает определенные вопросы и биография самого Жиркова. Ранее он возглавлял город Железнодорожный и, по информации в СМИ, с его именем связаны скандалы с продажей недвижимости. Его не раз обвиняли том, что компании, оформленные на его членов семьи, скупали недвижимость в Железнодорожном по ценам ниже рыночных, обвиняли и в открытой коррупции. В 2016 году МВД и прокуратура проводили проверку по фактам получения членами семьи городских заказов на сумму 5 млрд рублей.

Насколько это соответствует реальности — вопрос времени. Но регулярные скандалы, связанные с именем Жиркова, уже вызвали много вопросов у руководства.

Отставка была предрешена

Как отметил в интервью Царьграду политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, Евгений Жирков был достаточно эффективным мэром, но к нему накопились претензии со стороны правоохранительных органов.

«Он попадал в публичные скандалы. И, собственно, уход его был предрешен еще даже до обращения жителей Балашихи к президенту по поводу мусорного полигона. Главная проблема — это непростые отношения ушедшего мэра с правоохранительными органами. Никаких доказательств, может быть, и нет, но в публичные скандалы он попадал не раз», — отметил эксперт.

Таким образом, мусорный скандал, скорее, лишь ускорил его уход с поста.

Калачев напомнил, что Балашиха — это один из самых больших городов в Московской области, в котором много групп влияния и различных интересов.

«Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, главе города нужно, с одной стороны, удовлетворять этим интересам, а с другой стороны, иметь поддержку горожан. Поддержка горожан пошла, естественно, на убыль после скандала с полигоном, тому яркое свидетельство», — пояснил Калачев.

При этом, обратил внимание политолог, наблюдаются проблемы внутри элитных конфликтов в Балашихе и сформировался серьезный запрос на обновление.

Вопрос в том, насколько он будет независим, насколько он будет ориентирован на задачи, которые ставит губернатор, а не на лоббирование интересов тех или иных элитных групп, полагает Калачев. Перемены, возможно, к лучшему — городу нужен «руководитель, который сможет ориентироваться в первую очередь на интересы территории, на интересы жителей этой территории, а не на интересы каких-либо бизнес-структур».

Выйдет ли мусор из тени?

Хотелось бы надеяться, что мусорный бизнес со временем выйдет из тени, добавил Калачев. «Дело в том, что действительно мусорный бизнес — это бизнес зачастую полукриминальный, — отметил эксперт. — Или бизнес, который находится в тени. Надо его выводить из этой самой тени».

Для этого, пояснил он, нужны мусороперерабатывающие предприятия, решение вопроса по количеству фур и пр.

«На самом деле нюансов там очень много. С мусороперерабатывающим предприятием, работающим по современной технологии, не важно, японской, не японской, но современной технологии, все намного прозрачней и проще. То есть тема свалок, тема утилизации бытовых отходов, к сожалению, это одна из немногих сфер, которые остались полукриминальными», — заключил он.