Ситуация в отечественном банковском секторе больше напоминает охоту на ведьм, заявила сегодня спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Межрегионального банковского совета. Центробанк был вынужден держать ответ перед верхней палатой парламента, в том числе за те сотни миллиардов рублей, которые тратятся на решение проблемы
Когда банк пытается поправить своё финансовое положение за счет простых людей
«Я с детьми переехала в республику Татарстан. Думала, будем жить припеваючи. А оказалось, что вот так».., — с грустью рассказывает вкладчица «Татфондбанка» Альбина Халитова.
С двумя детьми, супругом и мамой она переехала в Татарстан из Архангельска, продав там квартиру. На семейном совете решили к покупке нового жилья подойти основательно — чтобы детский сад был близко и до работы не далеко. В отсутствии готовых вариантов положили деньги на сохранение в «Татфондбанк». Там Альбину заверили — за сбережения можно не переживать. Банк надёжный, да и в случае чего, вклад страхуется.
«Я внесла денежные средства по приходно-кассовому ордеру и думала, что я открываю текущий счёт, депозитный вклад. Но оказалось, что на наши денежные средства были куплены облигации «Татфондбанка». И денежные средства были использованы не «Татфондбанком», а переведены в его дочернюю компанию», — пояснила Халитова.
Женщина оказалась в числе двух тысяч вкладчиков, которых без их ведома перевели в статус клиентов дочерней инвестиционной компании «ТФБ-Финанс». Банк попросту пытался поправить своё финансовое положение за счет простых людей. Такие частные случаи в числе прочих рассматривались сегодня на заседании в Совете Федерации.
Охота на ведьм
«Часто реальная оценка рисков потребителю неизвестна. Нередко инвестиционные предложения банков преподносятся таким образом, что вкладчики принимают их за вклады и не подозревают, что не имеют страховки от агентства по страхованию взносов», — подчеркнула спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
По ее оценке, более чем у трети отечественных банков отозваны или аннулированы лицензии. В год права на ведение деятельности лишаются в среднем 100 финансовых организаций. При этом «оздоровление» банковского сектора, как это видит Банк России, больше напоминает охоту на ведьм.
«Иногда как охота за ведьмами — всех под одну гребенку, что мешает работать нормальным, добросовестным банкам. С одной стороны, мошенники обходят все законы, они обманывают плановые проверки, а добросовестные банки находятся под постоянным прессом — что снижает эффективность их работы», — подчеркнула Матвиенко.
Охота на ведьм всё больше разжигает костёр инквизиции для бюджетных денег. Пробелы в работе Центрального банка уже обернулись потерей сотен миллиардов рублей.
«По-прежнему, к сожалению, система страхования вкладов не является самоокупаемой. Она продолжает жить за счёт скрытого субсидирования и финансирования со стороны Центрального Банка. Общая сумма накопленной задолженности Фонда страхования вкладов перед ЦБ составляет 657 млрд рублей, и по оценкам — она будет расти», — сообщил первый зампред Банка России Дмитрий Тулин.
На заседании в Совете Федерации говорили, необходимо в корне менять систему банковского оздоровления. В частности, отказаться от практики слепого отзыва лицензий и больше внимания уделять санации.
«Профилактика и неотвратимость — это те акценты, которые и тонус позволяют держать, и заранее позволяют выявить проблему и не доводить до крайних форм, после которых выводятся миллиардами активы и уже все руками разводят, не понимая, что произошло», — прокомментировал ситуацию президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
«Санация — более эффективный в этом смысле метод защиты, если сравнивать его с отзывом лицензии», — добавил он.
Валентина Матвиенко также заявила, что ситуация с санацией банков сейчас далека от идеальной. В первую очередь по вине того же ЦБ, который именует себя ни много ни мало — реаниматологом финансового рынка.
«Банки оздоравливаются годами. Все это время они нарушают обязательные нормативы, имеют отрицательный капитал. И неуклонно наращивают балансы. Создается впечатление, что лекарю нравится сам процесс лечения, а не его результат. Прошу Банк России обратить особое внимание на эффективность деятельности по финансовому оздоровлению и прозрачность отчетности санируемых банков», — сказала глава СФ.
Системообразующий для республики «Татфондабанк», который не попал под санацию, обратился в пепел. С ним в костре сгорели ещё три кредитные организации региона. В результате своих средств в банковском огне лишись более 80 тысяч физических и юридических лиц.
Семья Альбины Халитовой вынуждена скитаться по родственникам. Свои деньги им вернуть пока не удалось. «Принеся деньги в «Татфондбанк», по сути, лишила себя и свою семью крыши над головой. Теперь мы вынуждены ютиться у родственников», — рассказала она.
Нет Комментариев