Сегодня, когда Владимир Путин дал старт стыковке мелководной и глубоководной частей газопровода «Турецкий поток»«, можно говорить о полном отсутствии проблем у этого проекта. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал директор Центра изучения мировых энергетических рынков Институт энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Владимир Путин дал символический старт стыковке мелководного и глубоководного участков «Турецкого потока»

«На сегодняшний день никаких сомнений, что проект «Турецкий поток» будет реализован, нет – это проект исключительно Москвы и Анкары, трубы прокладываются по территориальным водам этих государств, не затрагивая интересы третьих стран. Все необходимые договоренности давно заключены, дело только за технической частью.

При этом у проекта даже нет экологических угроз – по проложенной трубе пройдет газ, в случае ЧП или технологических нарушений он просто поднимется на поверхность и улетучится. Ни нефтяных пятен, ни угрозы морской фауне нет. При этом современные технологии позволяют обойти все сложности глубоководной прокладки труб», — отмечает эксперт.

Сегодня Президент России Владимир Путин на трубоукладочном корабле Pioneering Spirit принял участие в процессе стыковки частей «Турецкого потока». Мелководная составляющая газопровода завершена, и рабочие начинают прокладывать трубы по дну Черного моря.

Трубопровод состоит из двух ниток мощностью по 15,75 миллиардов кубометров в год каждая с возможностью расширения до четырех ниток. Первая предназначается исключительно для нужд Турции, сегодня закупающей у РФ порядка 27-29 миллиардов кубометров ежегодно. Половина этого объема доставляется по «Голубому потоку», остальное по Трансбалканскому газопроводу – транзитом через территорию Украины, Румынии и Болгарии.

«При работах на глубине Черного моря неизбежно возникнут сложности, которых не было бы при реализации Южного потока – это проблема работы на больших глубинах. Но современные технологические решения и особенности стыковки труб позволяют минимизировать риски и ошибки при строительстве такого газопровода. Все эти методы давно апробированы в мире», — подчеркивает специалист.

На сегодняшнем мероприятии Путин заявил: Россия готова поставлять газ через территорию Турции в Южную и Юго-Восточную Европу. Вторая нитка «Турецкого потока» рассчитана на европейского потребителя – предполагается, что Евросоюз заинтересован в диверсификации поставок, а Москва может предложить наиболее конкурентные цены на свою продукцию. Российское руководство не впервые предлагает Европе обсудить дальнейший маршрут «Турецкого потока» по еврозоне.

Новый газопровод из РФ в Европу уже мог быть построен уже к 2015 году, однако проект «Южный поток» заблокировала Болгария и в 2014-м Москва от него отказалась. Две нитки труб планировалось проложить по дну Чёрного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Далее ветки должны были пройти через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Эксперты утверждают: проект был прекращен по политическим мотивам из-за давления Брюсселя на Софию.

«В «Турецком потоке» Москва учла все «подводные камни», которые подложила «Южному потоку» европейская бюрократия. Потому новые газопровод строится четко в рамках третьего энергопакета ЕС. Россия доводит трубы «Турецкого потока» ровно до границ Турции, которая прокладывает их по своей территории.

В дальнейшем все будет зависеть от того, как разветвлена будет сеть газопроводов по граничащим странам и заинтересованности Европы в проекте. Всю инфраструктуру государства ЕС после заключения договоров должны будут выстроить и обслуживать сами, что выводит Россию из сферы любых претензий.

В Турции же к 2020 году будет собран целый набор газопроводов из Азербайджана, стран Ближнего Востока и РФ, что делает ее газовым хабом  у границ ЕС. Потенциальными покупателями российского газа могут быть Болгария, Греция, Италия, все страны Балканского полуострова. Естественно, Европе придется делать выбор с учетом того, что в конце 2019-го заканчиваются договоренности Киева и Москвы о транзите газа по Украине, что подстегнет покупателей ЕС поторопиться с выбором», — заключает Вячеслав Кулагин.

Максим Бут, ФБА «Экономика сегодня»