Сегодня закрывают свалку в Балашихе — полигон «Кучино». Впрочем, это реакция на накопившиеся проблемы, и Подмосковье нуждается в серьезной инфраструктуре для переработки отходов

«Прямая линия с президентом« становится легендой — после того, как президент укажет на проблему, руководители активизируются. На этот раз, в Год экологии, внимание обратили и на горы (буквально) мусорных отходов: дозвонились жители Балашихи, где находится одна из самых неприятных свалок — полигон «Кучино». Он расположен менее чем в 500 метрах от жилых домов.

По словам местных жителей, мусор постоянно горит, и в районе сложно дышать — свалку видно даже из космоса. Владимир Путин остался непреклонен к обещаниям чиновников исправить все к 2019 году, и потребовал разобраться с ситуацией в течение месяца. Он подчеркнул, что люди не должны жить на свалке.

На решение проблемы деньги есть, добавил президент. На эти цели в федеральном бюджете прописано 5,4 млрд рублей. «Еще 1,5 миллиарда уже собрали в качестве сборов экологических. Вот это уже 7 миллиардов рублей почти что, — напомнил Путин. — Поэтому используйте эти деньги, если нужно, попросим Минфин или можно даже из Резервного фонда правительства, из моего Резервного фонда выделить какие-то деньги».

После этого губернатор Подмосковья Андрей Воробьев распорядился немедленно закрыть полигон «Кучино», а поручение дал непосредственно министру экологии Подмосковья Александру Когану и главе Балашихи Евгению Жиркову.

Топ свалочных проблем

Проблем, связанных с переработкой отходов, бесчисленное множество. И в Москве, и в Подмосковье. В первую очередь плодятся нелегальные свалки, за которые в результате никто отвечать не планирует. Тут за дело взялись и активисты московского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ), они добились ликвидации 22 нелегальных столичных свалок в столице. При этом всего выявили около 76 проблемных точек, больше всего жалуются на юго-западе Москвы.

Вторая проблема — откровенный обман фирм. Например, как отмечают многие СМИ, «ТЭКА-сервис» стал антигероем, который дважды обещал раскопать пруд, а в итоге оставлял новую свалку — в Никольском и Пронском. Потом, несмотря на уголовные дела, лицензию компании все же выдали, и теперь жители поселка Никифоровское новым раскопкам не доверяют. Боятся, что опять получат токсичную зону.

В-третьих, вывоз и утилизация — серьезный бизнес. Как легальный, так и теневой. Не случайно говорят о «мусорной мафии». На те же нелегальные свалки часто возят «товар» по ночам, чтобы избежать лишних вопросов.

мусорная мафия
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Четвертое, и, пожалуй, самое страшное — отсутствие инфраструктуры для переработки мусора. На данный момент его либо копят (и мы «любуемся» целыми пейзажами из свалочных гор), либо сжигают, либо увозят подальше. Это — больная тема, потому что переработать мусор — очень затратно, и в заводы нужно вкладывать средства. Однако в ходе прямой линии президент сообщил, что принято решение о строительстве четырех мусороперерабатывающих заводов, три из них построят в Московской области. Вот это — корень проблем, и решать их надо фундаментально.

Страшные симптомы

свалки
Карта свалок Московской области. Скриншот страницы сайта peresval.ru

По некоторым данным, ежедневно из Москвы вывозится около 9000 тонн твердых бытовых отходов. А если просто складировать мусор, то горы растут. По другим сведениям, в Московской области закапывают миллионы тонн.

Из наиболее используемых свалок — полигоны «Дмитровский» (в районе Икши), «Хметьево» (Солнечногорский район), «Левобережный» (Химки — отмечают, что там ситуация с переработкой катастрофическая), «Домодедово», «Сабурово» и другие.

Будем надеяться, что в Год экологии программой переработки отходов займутся плотно. Но важно, чтобы дело не бросили на полпути, а построили достаточное количество перерабатывающих заводов в Подмосковье. Перевозка отходов из региона в регион не является решением проблемы.

Печально другое: что за решение структурных, остросоциальных проблем берутся только когда гром грянет. Вспомните несчастную девушку из Апатит, больную раком, — пытаются разобраться с конкретным случаем, увольняют врачей, но разве это снимает катастрофу российского здравоохранения?

Все это — симптомы, и очень страшные. Это, пожалуй, последний шанс для правительства собраться с мыслями, и в условиях кризиса поддержать достойный уровень жизни людей.