23 июня 1783 года родился граф Александр Христофорович Бенкендорф.
Имя Александра Христофоровича Бенкендорфа в годы Советской власти было превращено в некий отрицательный миф: жандарм, «притеснитель» Пушкина и тому подобное. В действительности Бенкендорф сыграл выдающуюся роль в истории Российского государства
23 июня 1783 года родился граф Александр Христофорович Бенкендорф. За годы Советской власти его имя было превращено в некий отрицательный миф: жандарм, «притеснитель» Пушкина и тому подобное. В действительности Бенкендорф сыграл выдающуюся роль в истории Российского государства. Вступив на военную службу в 15 лет от роду унтер-офицером в лейб-гвардию Семеновского полка, он вскоре принял участие в изнурительной и кровавой войне с горцами.
За конную атаку при штурме крепости Ганжи он был награжден орденами Св. Анны и Св. Владимира IV степени.
Кавказские баталии вскоре сменились европейскими. За битву с французами при Прейсиш-Эйлау в 1806 году Бенкендорф был произведен в капитаны, а затем в полковники. Далее последовали русско-турецкие войны под командованием казачьего атамана М.И. Платова, тяжелейшие бои при переправе через Дунай.
В 1811 году Бенкендорф во главе двух полков совершил отчаянную вылазку из крепости Ловчи к крепости Рущук через неприятельскую территорию, за что был награжден орденом Св. Георгия IV степени. В первые недели наполеоновского вторжения Бенкендорф командовал атакой при Велиже, которую впоследствии признали блистательной. После освобождения от неприятеля Москвы Бенкендорф был назначен комендантом разоренной столицы. В кампании 1813-го во главе «летучих» отрядов он разбил французов при Темпельберге, за что был удостоен ордена Св. Георгия III степени.
Будучи знакомым со многими старшими офицерами, Бенкендорф был посвящен в замыслы будущих декабристов совершить переворот в России. В сентябре 1821 года Бенкендорф сообщил об этом Императору Александру I в записке о тайных обществах, существующих в России. Бенкедорф высказывал идею создания в государстве специального органа, который бы мог держать под надзором общественные настроения и пресекать противоправную деятельность. Император не обратил на эту записку внимания.
Но во время декабрьского мятежа 1825 года ее актуальность стала очевидной. Именно те трагические дни положили начало доверию и дружеской привязанности нового Императора Николая I и Бенкедорфа. Утром 14 декабря, узнав о бунте, Николай сказал Александру Христофоровичу: «Сегодня вечером, может быть, нас обоих не будет более на свете, но, по крайней мере, мы умрем, исполнив наш долг».
В день бунта генерал Бенкендорф командовал правительственными войсками, расположенными на Васильевском острове. Потом был членом Следственной комиссии по делу декабристов.
Однажды под Пензой на крутом повороте коляска, в которой он ехал с Государем, перевернулась. Кучер и адъютант лежали без чувств. Николая I сильно придавило каретой. Бенкендорф приподнял насколько было возможно карету, чтобы Император смог выбраться. Но тот продолжал лежать и говорил, что не может шевельнуться: наверное, разбито плечо. «Видя передо мною сидящим на голой земле с переломанным плечом могущественнейшего владыку… я был невольно поражен этой наглядной сценой ничтожества земного величества. Государю пришла та же мысль, и мы разговорились об этом…»
В отличие от своего царственного брата Николай I внимательнейшим образом ознакомился с «запиской» Бенкендорфа и нашел ее очень дельной. 25 июня 1826 года Император подписал указ об организации Отдельного корпуса жандармов. А 3 июля последовал еще один указ — о преобразовании Особой канцелярии Министерства внутренних дел в III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Шефом Корпуса жандармов и главным начальником Отделения был назначен Бенкендорф. Вопреки советским мифам, главную опасность для государства Александр Христофорович видел не в вольнодумцах, а в бюрократах, которые «к несчастью и правят…»
В 1832 году Государь возвел Бенкендорфа в графское достоинство.
Император вообще его высоко ценил: «Он ни с кем меня не поссорил, а примирил со многими», — выразился однажды Николай I. Людей, соответствующих подобной характеристике, возле русских царей было немного.
Нет Комментариев