В России может появиться банк плохих долгов. С предложением о его создании выступил аппарат уполномоченного при президенте по правам предпринимателей. Фактически предлагается в корне изменить структуру банковской системы, когда так называемое оздоровление проблемных финансовых организаций влечёт за собой появление братских бизнес-могил

Тольятти потрясла новость. Системообразующий для города «Фиа-банк» лишился лицензии ЦБ. Тысячи вкладчиков и кредиторов остались один на один со своей проблемой. В финансовой организации обслуживались более 80 процентов представителей малого и среднего бизнеса Тольятти. На когда-то надёжном банке повис долг в 17 миллиардов рублей.

Частные истории — общая проблема. За три года лицензии ЦБ утратили 320 финансовых организаций. Более 3 миллионов представителей бизнеса лишились оборотных средств. Каждое третье предприятие в итоге было вынуждено закрыться.

«Такое положение дел нас не устраивает. Потому что три раза в неделю — три братских могилы по юридическим лицам. Мне же со всей России люди звонят. Связываются и говорят, бывает моногород, читаешь — «Фиа-банк». Думаешь, ну какой дурак пойдет в «Фиа-банк»? А оказывается, 80 процентов сетки этого банка находится в городе Тольятти и 80 процентов предпринимателей там обслуживались. Уволили, платить зарплаты, аренду вообще нечем», — отметил в ходе конференциипредставитель инициативной группы кредиторов Нерсес Григорян.

Отзыв лицензии у «Фиа-банка» произошёл, несмотря на заверения губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Незадолго до введения временной администрации, собрав пресс-конференцию, глава региона на голубом глазу убеждал — бояться нечего.

«Банковская сфера в Тольятти — полностью в руках самих тольяттинцев. Полностью. Никаких оснований считать, что люди могут там потерять деньги, нет, — заявлял Меркушкин. — Это не только мои слова или моё видение. Это оценка Центробанка Москвы».

«Тот же «Фиа-банк» завершил девять месяцев 250 миллионами прибыли. Есть очень хорошие активы, которые всегда можно дать в залог Центробанку, а Центробанк может пополнить дополнительной ликвидностью банк», — сказал губернатор.

Но после краха банка стало понятно, какие дела творились за парадной вывеской «Фиа-банк». Руководство привлекало деньги населения для того, чтобы кредитовать «свои» фирмы. На выдачу кредитов организациям, связанным с собственниками банка, утекали миллиарды рублей, при этом большинство из них были заведомо убыточными и стояли перед перспективой банкротства.

Основная часть займов пришлась на золотодобывающий бизнес собственников «Фиа-банка» в Якутии. В результате похороненными на золотых приисках оказались более четырех миллиардов рублей. ЦБ обо всё узнал, как заведено, в последнюю очередь.

«Когда они принимали решение об отзыве лицензии, они не знали финансовое состояние банка. Несмотря на то, что каждый день банки сдают тоннами отчётность в Центральный банк, они не знают ситуацию в банках. Или не хотят знать и пытаются натягивать и искать какие-то причины», — прокомментировал ситуацию бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Юридическим лицам в «Фиа-банке» сказали прямо — на возврат своих средств можете не рассчитывать. Мол, сами виноваты — не тот банк выбрали. Решить проблему потери денег бизнесменами может новая инициатива института уполномоченного при президенте по правам предпринимателей. Она предполагает отказ от практики слепого отзыва лицензий и создание в России банка плохих долгов.

«Мы предлагаем создать банк плохих долгов, потому что это кардинально изменит систему. Вместо того, чтобы банкротить банки — отзывать лицензию и потом копаться практически в прахе, находя, что там после пожара осталось, необходимо ещё на первой стадии, пока еще не поздно, — пояснил Титов, — чтобы государство выкупало плохие долги и само уже их реструктуризировало».

В случае если инициатива будет одобрена, банк, оказавшийся в финансовой дыре, будет освобожден от финансовой нагрузки и будет иметь шансы спастись, а бизнесмены получат реальный шанс на возврат своих денег.

Программа Бориса Титова и единомышленников, которая включает в числе прочих и это предложение, сейчас находится на рассмотрении президента.