Российскую военную технику не пустили на традиционный международный авиасалон Paris Air Show во Францию. Только Россия и сама туда не рвалась

На международном авиасалоне Paris Air Show 2017 в пригороде Парижа Ле Бурже «военная» Россия не присутствует. Из-за санкций. Из-за них Франция запретила ввоз российских предметов вооружения — и даже на военно-технические шоу. И даже как часть шоу. Например, в Ле Бурже не выступят русские лётные группы «Витязи» и «Стрижи», которые прежде украшали небо, затмевая своих коллег-конкурентов из других стран.

Ну санкции, ну и что?

Глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) России Дмитрий Шугаев не очень ловко попытался объяснить это ожидаемыми проблемами с таможенным оформлением. «Мы не стали рисковать, потому что поступила информация, что могут быть проблемы с таможенным оформлением. В этой связи наше участие здесь не такое полномасштабное, какое могло бы быть», — сделал он хорошую мину при плохой игре.

«Наша цель здесь — встретиться с партнёрами. По заверениям организаторов, будет порядка 300 организаций. Многие — наши давние партнёры, мы сверим с ними часы»,— навесил Шугаев ещё одну мину на лицо.

Между тем реально информированные военные эксперты не видят никакой катастрофы из-за недопуска российской военной техники на авиасалон во Францию.

«Да, это из-за санкций, — подтвердил в разговоре с Царьградом известный военный обозреватель Виктор Литовкин. — Но дело в том, что, как можно полагать, наши соответствующие инстанции это решение должны были принять, скорее, с облегчением. Потому что сами туда особо не стремились. Европа — это не наш рынок. Наш рынок для вооружений — Ближний Восток, Азия, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка. А в Европе, при их ценах на стоянку, затратишь кучу денег без особого результата. Тем более, что наше оружие показало себя в Сирии так, как никакому Ле Бурже не снилось».

Действительно, результаты работы русской военной техники против террористов в Сирии стали их лучшей рекламой. В высшей степени привлекательно показал себя истребитель Су-35, который к тому же проявил себя и в качестве эффективного бомбардировщика. Не случайно именно после применения его против террористов внимание к нему активизировалось с самых разных сторон. Точнее, с тех, про которые говорил Виктор Литовкин, — Индонезия, Китай, Индия, ОАЭ, Малайзия и так далее.

Об этом же говорил журналистам перед открытием салона и генеральный директор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев. Сегодня наблюдается повышенный интерес к российской авиатехнике на мировом рынке оружия, засвидетельствовал он. «По нашим прогнозам, общемировой тренд на повышение спроса на боевую авиацию и средства ПВО в среднесрочной перспективе сохранится, — заявил Михеев, подчеркнув, что «Россия закрепит и даже улучшит свои лидирующие позиции на этом рынке. Благодаря выводу на него перспективных конкурентоспособных образцов компания вполне обоснованно ожидает рост объёма заказов, в первую очередь со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Арабского Востока и Латинской Америки».

макеты
Франция. Париж. 19 июня 2017 года. Стенд «Объединенной двигателестроительной корпорации» на 52-м Международном парижском авиасалоне Paris Air Show-2017 в Ле Бурже. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Когда достаточно и макета

Прекрасно проявил себя и вертолёт Ка-52, особенно в борьбе с современными «тачанками» — джипами с пулемётами — и другими малоразмерными целями. Причём речь идёт не только о самих машинах, но и об их ракетном и прочем вооружении. Так, внимание специалистов привлекли управляемые ракеты «Вихрь» — как раз почти идеальное оружие в условии современной войны, когда стратегических результатов добиваются не танковые армады, а небольшие мобильные группы на автомобилях и лёгких бронемашинах. Впрочем, и противотанковые ракеты показали себя в Сирии вполне славно.

Так вот, Ка-52 приехал в Ле Бурже в виде макета. Правда, в его корабельной версии — Ка-52К «Катран». Аналогов ему в мире нет. Но какие корабли будут его носить в своих чревах? Те вертолётоносцы, что есть в странах Запада и относящихся к его сфере влияния, возьмут себе что-нибудь американское. Даже если бы и не хотели, но с выкрученными руками жить как-то неудобно, так что тут никаких прорывов действительно ожидать не приходится. И зачем везти машину к капризным французам, коли на неё находится один покупатель — Египет с его приобретёнными у Франции «Мистралями»?

«Рособоронэкспорт» покажет в Ле Бурже и ряд других образцов выспрошенной потенциальным заказчиком военной техники — хотя бы и в виде тех же макетов и компьютерных презентаций. Среди них — тот самый Су-35, многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-29М/М2, многоцелевой истребитель завоевания господства в воздухе Су-30МК, учебно-боевой Як-130. Из вертолётов, кроме упомянутого разведывательно-ударного Ка-52, — опять же в Сирии прозвучавший Ми-28НЭ, лёгкий многоцелевой Ка-226Т, транспортно-боевой Ми-35М и тяжёлый транспортный Ми-26Т2.

Примечательно, что и гражданский новейший самолёт МС-21 до Франции доехал только в виде полнофункционального, но — тренажёра.

Всего на авиасалоне в этом году Россию представляют 25 компаний. Вполне достаточно для рвущегося в конфронтацию с Россией Запада.