21 июня 1909 года на Русско-Балтийском заводе в Риге собран первый русский серийный автомобиль — «Руссо-Балт», получивший маркировку С-24/30

Производителем первого русского серийного автомобиля — «Руссо-Балт» было Акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) — предприятие Российской Империи, специализировавшееся на производстве вагонов, сельскохозяйственных машин, керосиновых двигателей, кораблей, самолетов, а также автомобилей различного назначения.

К 1915 году был выпущено 141 автомобиль с различными вариантами кузова: торпедо, фаэтон, дубль-фаэтон, лимузин, берлин, ландоле и другие.

Модель «К-12» была самой дешевой среди автомобилей РБВЗ, и именно её чаще всего приобретали в личное пользование. Почти сразу пару «Руссо-Балтов» приобрёл для своего гаража Император Николай II, а дальше его примеру последовали Великий Князь Константин Константинович, министр Императорского двора барон Владимир Борисович Фредерикс, граф Сергей Юльевич Витте, князь Борис Александрович Голицын, промышленник Эдуард Нобель. Государь даровал рижскому заводу право помещать на пробку радиатора автомобилей имперский герб — двуглавый орел.

Особо следует отметить автомобильный гараж Императора Николая II. Государь весьма интересовался техническим прогрессом и всегда пользовался его новшествами. Прекрасный наездник, он с не меньшим удовольствием любил езду на автомобиле («моторе», как тогда его называли). У Николая II был самый большой автомобильный парк (гараж) в Европе. К 1916 г. он насчитывал 56 машин, среди которых были ведущие марки того времени: MercedesRollsRoyceRenault, «Руссо-Балт» (три автомобиля), Daimler и другие.

Модель дореволюционного автомобиля
Модель дореволюционного автомобиля «Руссо-Балт». Фото: Юрий Набатов/ТАСС

Руководителем гаража был заядлый автомобилист флигель-адъютант князь Владимир Николаевич Орлов, который пригласил на пост технического директора понравившегося ему инженера и изобретателя двадцативосьмилетнего француза Адольфа Кегресса, который одновременно был личным водителем Государя. Кегресс великолепно справлялся с управлением автомобиля, развивая необычайную для тех лет скорость в 65-75 км/ч, при максимальной скорости около 130 км/ч. Собственно, быстрая езда являлась требованием самого Императора. Именно Кегресс сконструировал несколько полугусеничных машин, на которых Николай II катался по заснеженным полям, ни разу «не застрявши», о чем отмечал в своем дневнике. Эти «внедорожники» того времени – «Руссо-Балт» C24-30.

Главным автомобилем был эксклюзивный вариант Delaunay-Belleville‑70, который носил аббревиатуру SMТ (Sa Magesté le Tsar — Его Величество Царь). Автомобиль был сделан по спецзаказу в 1905 году, мощность двигателей составляла 70 лошадиных сил. Шестицилиндровый мотор был очень большого по тому времени объема — около 12 литров. В гараже Императора Николая II был также и второй SMТ для зимних поездок на гусеничном ходу.

Однажды Цесаревич Алексей Николаевич и его учитель французского языка Пьер Жильяр попали в одну из первых пробок в Петербурге. Поскольку они ехали в открытом автомобиле, прохожие, узнав Цесаревича, мгновенно окружили автомобиль, собралась толпа, из которой они выбрались с трудом.