Историк Андрей Борисюк об уникальной дореволюционной модели российской экономики

Остаётся много мифов, связанных с царствованием последнего Русского Императора Николая Второго. Стереотип гласит, что Россия в начале ХХ столетия была экономически отсталой страной, неспособной конкурировать с т.н. развитыми западными странами.

Впрочем, стереотипы легко развеиваются. Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» издало книгу «История России, которую приказали забыть. Николай II и его время». Автор работы, Андрей Борисюк, приводит конкретные цифры, которые наглядно демонстрируют развитую, уникальную экономическую модель в имперское время.

Формально книга посвящена временам Николая Второго, но на самом деле — России в прошлом, настоящем и будущем. Исследование прошлого, по мнению историка, важно и потому, что это фундамент для движения в будущее.

Атомная энергетика, радио и телевидение

Во-первых, до революции начались разработки атомного проекта. В 1910 году русский естествоиспытатель Владимир Вернадский написал, что «человечество вступает в новый век лучистой — атомной — энергии».

Это не просто слова — в это время в России начинает действовать первый урановый рудник, отметил Борисюк. При Российской академии наук открывается первая радио-лаборатория, а наш учёный Александр Попов в 1985 году изобрёл радио. Благодаря Борису Розингу в 1911 году впервые провели телевизионную передачу данных.

Всё это использовалось и на практике — уже в 1905 году в ходе русско-японской войны были применены радио-разработки.

В то же время были и отрасли, в которых реализовали и теорию, и практику. «Покорение неба, создание отечественной авиации, военная авиация. Покорение моря — создание первого в истории России подводного флота. Построено более 70 подводных лодок различных типов», — пояснил автор.

Не было никакого «тёмного царства»

Дело в том, что в советское время был рождён один из самых главных мифов — о «тёмном дореволюционном царстве», и на этом фоне создали иллюзию рывка в светлое будущее, отметил историк.

«Я показываю, что не было никакого тёмного царства. Что история успеха России — это не только 70-100 лет, это тысячелетняя история. Эпоха Николая II — это искусственный барьер, который сделали в советское время, чтобы показать рывок из тёмного прошлого в светлое будущее. Я пытаюсь этот барьер разрушить, чтобы русский народ знал, что ему принадлежит. Что у нас есть большая тысячелетняя история. И это история побед, история успеха. Практически все передовые технологии XX века и современные рождаются в дореволюционной России», — считает Борисюк.

Не забывали в дореволюционное время и об инфраструктурных проектах. Это десятки крупнейших строек, включая Транссибирскую магистраль, это также орошение пустынь Средней Азии.

Отдельные разработки были посвящены электрификации. Это также заслуга имперских времён, начиная с правления Александра III. При Николае II объемы выработки электроэнергии увеличиваются более чем в сто раз. В этом смысле дореволюционные меры были даже эффективнее советских. «Объемы выработки электроэнергии за 1924 год в 1,6 раз меньше, чем объемы выработки электроэнергии в 1916 году. То есть шло падение, сокращение объемов выработки электроэнергии во время ленинской электрификации. Конечно, был знаменитый план электрификации, строились новые электростанции. Но объемы мощностей новых уступали тем мощностям, которые теряли во время ленинского правления».

Россия способна развиваться и без расстрелов

В книге подробно анализируются и сталинские времена. Экономический прорыв, безусловно, был — но какой ценой? «Россия может развиваться без репрессий. Россия может развиваться гармонично без насилия, закрытия монастырей, ликвидации веры, ради того, чтобы создать фанатичную веру в коммунизм, на которой человек будет, веря в иллюзии, всего себя класть, работать, и еще бояться расстрелов. Без этого можно достигать мировых результатов», — считает Борисюк.

В имперское время была создана уникальная экономическая модель, которая заключалась в совмещении элементов рыночной экономики и элементов командной системы.

«На самом деле предлагал создать такие проекты еще Дмитрий Менделеев. Он был не только химиком, но и экономистом. Он переписывался с министрами Николая II», — напомнил историк. Так, учёный предлагал создать новую систему на примере Урала: при государственных компаниях создать частные — в стратегически важных отраслях.

«Таким образом, с одной стороны, разворачивается конкуренция — двигатель прогресса. С другой стороны, государственные компании обеспечивают гарантированное выполнение заказа. Никто не сможет продавливать ценовую политику… Ценовая политика – гарантия — есть у государства. В то же время, частные компании мотивируют государственные компании работать быстрей», — пояснил Борисюк.

Автор подчеркнул, что при Императоре сложилась уникальная русская экономическая модель. Она показала себя не только в мирное время, но и на войнах.

Если говорить о госпереворотах, то, по мнению Борисюка, революции происходят не из-за материальных проблем. Например, ситуация 1917 года была представлена как ложный выбор между западным коммунизмом и западным же либерализмом — во многом это был духовный кризис.

«Россия до революции была сильной страной. Она объединяла разные народы. Это было единое, сильное, крепкое государство. Она была страной-цивилизацией и мировой сверхдержавой. Уникальный, бесценный политический опыт», — заключил историк.

По его мнению, будущее России связано с именем Николая Второго.