78 процентов граждан России хотели бы видеть хорошие исторические фильмы. Об этом говорят итоги опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

ВЦИОМ рассказывает о том, как распределяются киновкусы граждан России. Большинство — 82 процента — наших соотечественников предпочитает комедии. С одной стороны, это не удивительно — комедия едва ли не с самого начала кино главный его жанр (как ни крути, но киночеловек №1 в истории — Чарли Чаплин), а в советские времена наш зритель буквально «жил» комедией — от «Волги, Волги» и «Веселых ребят» до «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки».

Только один у меня возникает вопрос к нашим зрителям: где они сейчас нашли те комедии, которые они в подавляющем большинстве смотрят? Ну где же? Подскажите адресочек? «Яйцеклетки судьбы?», «Ёлки 1488»? Собственно и хороших западных-то комедий за последнее время стало не много, а уж русского зрителя, усилиями Фонда кино, так вовсе кормят халтурой.

Причем получается замкнутый круг — снимают дрянь, но так как других комедий нет, а нашему зрителю «комедь» подавай, то он идет на то, что дают, и дрянь окупается, что подтверждает целесообразность новых вложений в фильмы того же постыдного качества. А постоянное потребление одного и того же продукта вызывает привыкание, и вкус зрителя портится непоправимо, так же как непоправимо убит попсой вкус наших любителей «музона».

А вот то, что почти такое же число любителей кино — 78 процентов — хотели бы видеть хорошие исторические фильмы — это, конечно, сенсация, это индикатор колоссального неутоленного голода. Поскольку хороших исторических фильмов про нашу, к примеру, историю, попросту нет. И вспомним, однако, как все ринулись смотреть перемазанный грязью постыдный «Викинг». Не потому, что восхитились качеством исполнения, а потому, что ничего другого не было.

Наш зритель хочет исторического кино, просит, умоляет почти об историческом кино. А в ответ его дурят и обманывают герои креативных распилов, подсовывая то грязных русов, то издевательскую порнографию о последнем императоре. И все-таки наш зритель идет, идет и идет на эти фильмы, надеясь, что, ну может быть, наконец, у халтурщиков случится осечка, они расслабятся и таки снимут если не блестящий, то добротный фильм о нашем прошлом, чтобы дети наши смогли играть там во Владимира Мономаха или воеводу Хворостинина. Но нет — надежна наша киноиндустрия, не дает ни единой осечки в русофобском потоке. Все русоеды от джентельмена Чаадаева до галантерейщика Пайпса могут гордиться.

Причем тут действует какая-то непонятная магия. Вот есть у нас режиссеры, неустанно подчеркивающие свою патриотическую позицию. Некоторые делают это давно, братья же их встали на те же позиции недавно. Люди титулованные, именитые, финансово независимые — так сделайте же вы хоть один качественный русский исторический фильм? Чтобы не хлебать нам в сто первый раз мед родной истории кислым прогорклым лаптем?

Хотите очень простой рецепт успешного фильма про Россию XVI-XVII веков?
Сюжет не важен — возьмите Князя Серебряного, битву при Молодях, историю Царя и Патриарха Никона, сватовство за датского принца — какую угодно историю возьмите.
Но в этом фильме должно быть следующее:

  1. Русский двор ходит в красивой одежде. Шелках и соболях с золотым шитьем и каменьями.
  2. Знать по чистому снегу передвигается на возках из своих крепких белокаменных домов в красивый сказочный дворец.
  3. Сидят русские на обитых бархатом стульях и лавках, а за спинами у них фрески или изразцовые печи.
  4. Едят русские с золота. На худой конец — с серебра.
  5. Разговаривают русские возвышенно, перестреливаясь цитатами из Писания, Отцов, патериков, хронографов и Александрии. Много и с интересом читают.
  6. Перед царем не заискивают. Грубиянов осаживают.
  7. Испытывают разнообразные чувства. Да, чувства! Ч-у-в-с-т-в-а! Понимаете?
  8. Можно показывать, к примеру, стрельцов, торгующих в лавке и обсуждающих политику, параллельно с этим пересказывающих друг другу легенды и чудесные повести и слушающих странников, которые поют песни и стихи духовные.
  9. Живет народ в домах, украшенных резьбой, и ходит в церковь и на торг в лучшем платье. Лучшем — значит, ярком, цветном и по чину богатом.
  10. Русские похожи на людей. Подбирать красивых, неиспитых актеров, не уродовать их гримом, и все будет в порядке.

Казалось бы — чего проще. Но нет. И патриоты молчат и не дают ответа, и снимают столь же странные «авторские фильмы», как и непатриоты.

И если некачественные комедии — это вопрос бизнеса и вкуса, то некачественное историческое кино при таком уровне запроса на него — 78 процентов, это преступление перед нашим национальным сознанием.