Показательное единодушие, с которым либеральные прозападные СМИ и ученые-атеисты выступили против первой диссертации по теологии, наглядно показывает, кто выступает против возрождения исторической России

«В РАН назвали антинаучной первую диссертацию по теологии», «В России защитили диссертацию по теологии. Это что, наука такая?», «Божьи покемоны в храме науки…» — под такими заголовками вышли материалы, посвященные защите диссертации протоиерея Павла Хондзинского на тему «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского», в СМИ, для которых русское православие -традиционно главный враг после действующей власти.

В частности, журналистов сильно оскорбил тот факт, что в зале, где проходила защита, было много священников, а для них не нашлось места. Ну и, естественно, главным спикером этих текстов оказался не сам новоявленный отец Павел, на секундочку — заведующий кафедрой практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а его основной оппонент, автор отрицательного отзыва на диссертацию, доктор биологических наук, заведующий лабораторией Института проблем передачи информации имени А. Харкевича РАН Юрий Панчин.

Священников не пущать!

«Соискатель заявляет, что используемый «научно-теологический метод конституируется: 1) специфическим (уникальным) предметом и источником теологического знания; 2) подразумеваемым ими же личностным опытом веры и жизни теолога; 3) свойственным всем гуманитарным наукам набором рациональных операций, — говорится в отзыве Панчина. — Из текста автореферата и содержания диссертации следует, что пункты 1 и 2 предполагают особый подход к текстам, считающимся «сакральными», данными свыше, полученными в виде откровения, а также требуют от исследователя личного религиозного опыта… Мы полагаем, что такой подход противоречит нормам научного исследования, принятым, в том числе системой государственной аттестации научных работников ВАК (Высшая аттестационная комиссия — прим. ред). Главное, чему мы учим студентов и аспирантов в наших научных лабораториях, — это не принимать на веру никакие непроверенные, непроверяемые и необоснованные предположения. А еще мы учим тому, что в науке не существует абсолютных авторитетов и данных, полученных путем озарения и откровения».

К слову сказать, подобных отрицательных отзывов на диссертацию было подано пять. При этом, по собственным источникам в научном мире, обозревателю телеканала Царьграда стало известно, что среди ученых-биологов была инициирована целая компания с целью «поставить заслон мракобесию» и не допустить утверждения диссертации. Для этого естествоиспытателей призывали напрячься и написать пятьдесят отрицательных отзывов, что затянуло бы процедуру, поскольку по существующим правилам в ходе защиты их положено зачитывать полностью.

Однако, как выяснилось, не все ученые биологи оказались воинствующими безбожниками, да и безбожниками, к счастью, были далеко не все. Соответственно, и отзывов, как уже было сказано выше, было написано в десять раз меньше, потому и запретить теологу защититься не получилось.

«У теологии своя методология, как ее можно сравнивать с точными науками? — прокомментировал в разговоре с обозревателем телеканала Царьград свои впечатления от доводов авторов отрицательных отзывов руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов. — Исходя из подобной логики биологов, давайте откажем в научности философии, литературе, искусствоведению, запретим защищаться по этим дисциплинам! Панчин утверждает, что предмет теологии невозможно постичь путем наблюдений, опытов. Но скажите, а можно ли сделать это в отношении, например, знаков зодиака? Однако же никто не станет возражать против, например, культурологической работы, посвященной влиянию символизма знаков зодиака на культуры разных народов.

Или взять, например, географию — параллели и меридианы. Кто-нибудь может показать их, выкопать из земли? Для крестьянина их, безусловно, не существует, а для географа они есть. Даже такая точная наука как математика оперирует абстрактными понятиями, такими как, допустим, квадратный корень. Кто способен показать нам этот квадратный корень, можем ли мы его потрогать, рассказать, где он обитает?»

святой
Фото: Unspecified/YAY/TASS

Верующие как больные мыши

Впрочем, если изучать собственные научные изыскания Юрия Панчина, а также его сына Александра, внезапно также являющегося биологом и старшим научным сотрудником в институте, возглавляемом его отцом, то выясняется, что постулат «не принимать на веру никакие непроверенные, непроверяемые и необоснованные предположения» они очень хорошо применяют к собственным идейным противникам, но не к самим себе. Термин «идейные противники» в рамках сего повествования использован отнюдь не случайно, отец и сын давно и последовательно борются с религией, в «славных» традициях советской эпохи, Панчин-младший также отметился активной деятельностью в деле «разоблачения» опасности ГМО. Но вернемся, собственно, к тому, с чего мы начали — к научным изысканиями ученого семейства.

В частности, ими совместно с коллегой Александром Тужиковым в англоязычном научном журнале Biology Direct была опубликована статья «Могут ли микробы вызывать пристрастие к религиозным ритуалам? Мидихлорианы: гипотеза биомемов». Согласно этому шедевральному труду, религиозность людей проистекает по причине заражения их некими микроорганизмами, вследствие того, что все религиозные таинства и ритуалы «антигигиеничны»: православные целуют крест, иконы, мусульмане — черный камень Каабы, иудеи — камни Стены Плача. Практикующих верующих исследователи сравнивают с муравьями, пораженными личинками ленточного червя или с гусеницами, поведением которых управляют личинки паразитирующих в них ос, а также больными токсоплазмой мышами. Самое занятное, что соответствующих микробов авторы никогда не видели, но уже предполагают, что при этом используемый ими термин «мидихлориан» был заимствован биологами из вселенной «Звездных войн» — в киносаге так называлась разумная раса микроскопических существ, отвечающих за связь человека с Силой…

«Мы предсказываем, что использование методов чтения ДНК нового поколения для анализа микробиомов образцов тканей кишечника или мозга людей из контрольной группы и людей с историей добровольного участия в религиозных ритуалах, способствующих распространению микроорганизмов, приведет к открытию микробов, присутствие которых будет воспроизводимо и положительно связано с религиозным поведением», — утверждают Панчины и Тужиков.

Справедливости ради следует отметить, что в той же работе они допускают, что все их измышления есть не что иное как плод их довольно своеобразного воображения: «Мы осознаем, что наша гипотеза о возможности выполнения некоторых религиозных ритуалов людьми под действием паразитических микроорганизмов по своей природе спекулятивна. Вполне возможно, что выдвинутая гипотеза не выдержит тщательных проверок. Однако если окажется, что гипотеза верна, она будет иметь огромные последствия для общества, науки, здравоохранения и религии».

теологическая диссертация
Фото: Henrik Lehnerer/YAY/TASS

Научная секта

В свою очередь в разговоре с обозревателем телеканала Царьград доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета, религиовед Роман Силантьев отметил, что в деятельности Панчиных четко прослеживаются признаки сектантского поведения.

«Панчин отец и сын — не просто биологи, а члены американского движения «Брайтс» (интернет-сообщество сторонников «натуралистического мировоззрения», пропагандирующего отказ от религии, мистицизма и сверхъестественного — прим.ред.), имеющие все признаки секты, — убежден эксперт. — Ну а их гипотезу «медихлорианов» в целом следует отнести к лженауке, многие их коллеги-биологи, именно так и считают, другие относят ее к банальному псевдонаучному хулиганству».

При этом Силантьев убежден, что со своей стороны либеральная и прозападная пресса умышленно путает оппонирование диссертации (которая была одобрена диссертационной комиссией практически единогласно — 21 голос «за») и отзывы, которые пишутся со стороны.

«У меня вызывает смех сам факт, что отрицательные отзывы на работу теолога пишут биологи, у приличных ученых, в принципе, не принято залезать в ту сферу, в которой они не компетентны, — убежден религиовед. — Это все равно что, если бы отзывы на работы биологов давали бы философы. К сожалению, у нас так часто происходит, например, всем известна лжетеория Фоменко, который изначально был математиком, но возжелал стать историком».

В теологии же известны и иные мотивации, неизвестные апологетам «натуралистического мировоззрения» — бесов корежит от Истины. И через запутанных и отвергающих Ее людей, они готовы сделать все, чтобы Истина эта нигде не звучала. Все, даже под маской благопристойных научных диспутов.

«Этим завершился длительный процесс вхождения церковной науки в общественное образовательное и научное пространство», — такую оценку резонансу от первой защиты диссертации по теологии дал обозревателю телеканала Царьград сам протоиерей Павел Хондзинский.

Аминь!