Убеждённость США в своей исключительности опять вызвала кризис с геополитическими последствиями

В Конгрессе США потребовали привлечь охрану турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана к ответственности за то, что та подралась с демонстрантами. Мэр Вашингтона Мюриэль Боузер и городской шеф полиции Питер Ньюзэм  объявили, что полиция выдала ордеры на арест охранников Эрдогана, которые участвовали в стычках с протестующими.

После этого президент Турции посулил политическими и юридическими методами бороться с США против решения арестовать его охранников.

Это эпично

Надо признать — это звучит как сага.

В столице мировой державы, славящейся лютостью своей полиции, особенно по отношению к нарушающим порядок демонстрантам, последних настолько близко подпускают к официальному лицу иностранной державы, что та вынуждена вступить в потасовку с ними.

Затем вместо того, чтобы извиниться за нежелательный инцидент, избранные в депутаты политики мировой державы почти единогласно (397 из 435) принимают резолюцию, в которой осуждают охрану иностранного главы, а ему лично указывают на негативные последствия для его репутации.

Более того, конгрессмены требуют от Госдепартамента отозвать дипломатический иммунитет у сотрудников турецких спецслужб, которые участвовали в беспорядках. Хотя их решение декларативно, и ни к каким непосредственным действиям исполнительные власти не обязывает, мэр города вместе с шерифом выдают ордер на арест иностранных граждан.

Ну а далее — всё развивается по логике снежного кома, катящегося с горы. Тем более, что уважаемого турецкого лидера все в мире знают как человека импульсивного, но при этом гордого и амбициозного. Затребовать, как это сделал полицейский шеф Ньюзэм, чтобы охранники президента сами приехали в Америку и сдались властям… Ну, это очень похоже на то, как французский король Филипп II Август в XII веке вызывал к себе на суд своих вассалов, но подданных английского короля — что того оскорбляло совершенно законно. И столь же закономерно приводило к постоянным войнам. Которые в конечном итоге и переросли в Столетнюю войну. Правда, через полтора столетия — но корни её росли именно из этих действий Филиппа. Просто люди тогда жили размереннее, а дела государственные вершились медленнее, чем сегодня.

Что произошло

Сами события, вызвавшие нынешний — уже можно сказать, очередной — кризис между США и Турцией, произошли ещё 16 мая. Кажется, что уже и давно — это к вопросу о темпах жизни в средние века и сегодня.

В тот день у резиденции посла Турции в США, где находился приехавший с визитом Эрдоган, противники турецкого лидера устроили акции протеста. Люди южные, горячие — как-то само собою получилось так, что протесты переросли в короткое, но яростное столкновение демонстрантов с охраной Эрдогана. Как утверждают американские власти, пострадали девять человек, а двое получили ранения.

При этом сам Эрдоган, как утверждают американские СМИ со ссылкой на данные с камер наблюдения, «лично наблюдал за тем, как его охранники избивали демонстрантов».

Эрдоган
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган: Если бы в Турции такое произошло, вы можете представить, что было бы? Фото: Mustafa Kaya/Zuma/TASS

Госдепартамент США на следующий день выразил Турции протест, но он был Анкарой отвергнут, а американским властям вернули брошенный из их огорода камушек, заявив, что весь инцидент случился из-за необеспечения ими необходимых мер безопасности.

«Когда я находился в США, члены РПК и FETO устроили акцию в 40-50 метрах от места, где я находился. А американская полиция ничего не предприняла. Если бы в Турции такое произошло, вы можете представить, что было бы?» — приводят СМИ версию самого Эрдогана, которую он высказал позднее уже в Анкаре.

Позицию турецкого лидера можно понять: РПК — это запрещённая в Турции по обвинению в терроризме Рабочая партия Курдистана, а FETO — организации исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которую (и которого) Эрдоган обвинил в организации государственного переворота в прошлом году. Когда такие оппоненты беснуются рядом — занервничаешь. И тут уже можно понять и охрану турецкого президента.

«Вчера арестовали двух наших граждан, для 12 моих охранников они выпустили решение об аресте. Это что за закон? Если моя охрана не будет меня охранять, то зачем я везу ее в Америку?» — пожаловался Эрдоган.

Обострение нарастает

Дальше, как сказано, пошёл нарастать снежный ком. Госдеп вызвал на ковёр турецкого посла, в Анкаре отзеркалили, дальше в перепалку вступил Конгресс — и так всё и доросло до нынешнего, уже эпического обострения. Турция заявила, что решение о выдаче ордеров на арест охранников Эрдогана является «предвзятым и не имеет юридической основы». А посла американского немножко потыкали носом в содеянную лужу, заявив, что «если бы в США были приняты стандартные меры безопасности, как это обычно происходит при визитах такого уровня, то этот инцидент бы не произошёл».

Вот это, собственно, и есть ключевое во всей этой истории. В США прекрасно знали, кто и с какими целями собирается возле ограды резиденции турецкого посла. А полиция США прекрасно умеет разводить противостоящих друг другу демонстрантов. А уж тем более таких, которые нападают на дипломатическую резиденцию иностранной державы. И все также знают, как американская полиция умеет «винтить» своих оппонентов. Хорошо, если без убийства обойдётся, а то мало ли они старушек перестреляли, вызвавших копов, чтобы снять забравшуюся на дерево кошку, отцов на глазах у детей на их собственном пороге или подростков, недостаточно медленно полезших в карман за документами.

А в данном случае эти люди в чёрном проявляли нехарактерное хладнокровие. Не для того ли, чтобы спровоцировать саморазвивающуюся логику конфликта, а охрану Эрдогана — на пресечение этой логики силой?

охранники
Фото: Alex Brandon,AP/TASS

Но зачем это нужно было Америке?

А вот ответ на этот вопрос несложен. В этом случае, как в капле воды, отражаются все инстинкты и все комплексы нынешних США. С инстинктами всё понятно: после того как сто лет назад американцы вынырнули из-за угла, когда европейские державы в ходе Первой мировой войны уже размозжили друг друга в кровь и довели себя до состояния грогги, и Америка взяла весь банк, она привыкла к ощущению своего мирового величия и неоспоримости. Даже когда она проиграла в 1975 году маленькому Вьетнаму, это самовнушение никуда не делось. Просто это стали считать случайностью и происками внутреннего врага, протестующего против войны. Расстрел полицией студентов Кентского и Джексоновского университетов стали высшим выражением тогдашней истерии против антивоенно настроенных соотечественников.

И вот сегодня США оказываются в ситуации, когда занятое ими кресло всемирного пахана начинает разваливаться. Россия над ними просто посмеивается, и если в блюдущих вежливость политических верхах делают это культурно, в кулачок, то в прессе и интернете просто издеваются и хохочут в открытую. Армия русская вообще делает, что хочет, не выказывая никакой опаски перед необоримой мощью вооружённых сил Америки, и в этих вооружённых силах неиллюзорно отдают себе отчёт, что русских действительно лучше не трогать. Китай тоже упорно делает своё дело, и даже замахнулся на замену США в роли всемирного глобализатора. И с ним тоже ничего не поделаешь, потому что Штаты перед ним в долгах как в шелках, а дефицит в торговом балансе приходится покрывать ценными бумагами. И приходится перед Пекином лебезить, чтобы он не предъявил их к оплате…

А тут ещё Турция раз за разом оскаливается на Вашингтон, чувствуя спиною благожелательный нейтралитет России.

А как же инстинкты? Они ведь болят! Легко ли всемирному дону Корлеоне расставаться с ролью вершителя чужих судеб? Да ещё таким унизительным, публичным образом! Дайте хоть Турцию проучить…

А Турция опять оскалилась.

И что делать? Ну хоть охранников в участок законопатить…