На 15-й прямой линии президент России Владимир Путин дал сигнал, что Исаакиевский собор могут наконец возвратить Русской Православной Церкви. Кроме того, сегодня же назначен новый директор музея — искусствовед Юрий Мудров

Сегодня президент России Владимир Путин в ходе традиционной прямой линии порадовал и православных, и сотрудников музеев. Отвечая на вопрос из Санкт-Петербурга, глава государства подчеркнул, что Исаакиевский собор — это в первую очередь храм, но никто при этом не должен препятствовать его посещению в культурных целях.

Владимир Путин: Он был построен как храм, как Церковь, а не как музей

В первую очередь Путин напомнил о трагической судьбе русских церквей после государственного переворота 1917 года. Тогда, подчеркнул президент, государство «сделало все, чтобы уничтожить наши духовные и религиозные корни, и действовало очень последовательно и жестоко».

«Тогда государство попыталось создать квазирелигию, а Библию заменить кодексом строителей коммунизма, — добавил Путин. — Ничего не получилось».

Президент не забыл и о других трагедиях того времени: напомнил и о расстреле священников, и о варварском сносе Храма Христа Спасителя, и то, что Церкви превращали буквально в конюшни и мастерские. Добавим, что позже немало храмов было банально приватизировано новыми русскими, которые ещё вчера маршировали под алыми комсомольскими флагами.

«Слава Богу, не поднялась рука уничтожить Исаакиевский собор», — отметил Путин, добавив, что во многом гарантией сохранения церквей до революции был сам Царь-батюшка.

«Он (Исаакиевский собор — прим.ред.) был построен как храм, он был построен как Церковь, а не как музей. Он был построен для отправления религиозных культов. Для того, чтобы люди там молились, — рассказал президент. —  А там что устроили в советское время? Маятник Фуко повесили, чтобы подтвердить, что Земля вертится. На самом деле это был квазимузей атеизма. В известной степени тонкое издевательство над религиозными чувствами людей».

Но важно, что при этом президент с большим уважением высказался и о роли музеев. Так, храм посещают миллионы людей, в том числе из-за границы.

Естественно, в ситуации, когда один закон не совпадает с другим, возникают противоречия. Речь идет о правилах передачи религиозных зданий религиозным организациям и одновременно о запрете передачи памятников архитектуры. Но все же, убежден лидер, мы легко выйдем из этих противоречий. Он призвал не забегать вперед, но напомнил, что в мире были подобные прецеденты, где все было решено мирным путем.

«Нужно деполитизировать эту проблему… С уважением относиться и к религиозным чувствам людей, и не забывать, что это здание строилось как Церковь, а не как музей».

На данный момент некоторые активно спекулируют на теме Исаакия в собственных интересах и используют дискуссию как «инструмент мелкой внутриполитической возни», с сожалением отметил Владимир Путин.

Виталий Милонов: Никто и не отказывается от музея

В беседе с Царьградом депутат Государственной Думы Виталий Милонов отметил, что президент отобразил существующее положение дел — ведь собор строился именно как собор. «Никто не отказывается от того, что определенная работа, музейная, в нем должна продолжаться», — подчеркнул политик.

«Он должен быть открыт для всех. Точно так же как и любой другой православный собор, являющийся объектом культурного наследия, открыт для людей любых вероисповеданий, — отметил Милонов. — Да, есть зоны, выделенные исключительно для богослужений, как и везде, и в Нотр-Дам де Пари, и в Сан-Пьетро. Но бесплатный вход — для всех».

По оценке депутата, важно, что Путин призвал покончить с политическими спекуляциями на тему Исаакиевского собора. «Он успокоил: музейная работа продолжится и далее. Что ж еще добавить? Какие еще доводы? Президент гарантирует сохранение Исаакия, в том числе и как места, где проводятся экскурсии. Но это — храм, это собор».

Новый директор — скорее всего, хорошая новость

Также Милонов прокомментировал назначение на пост нового директора музея Исаакиевского собора искусствоведа Юрия Мудрова. Напомним, с 2008 года музеем Исаакиевского собора руководил Николай Буров, 31 мая 2017 года он покинул этот пост. Он выступал против возвращения Исаакия в лоно Церкви.

«Я воспринимаю эту информацию положительно, поскольку, может быть, было поспешное назначение одного человека, и это вызвало неоднозначную реакцию. А здесь, скорее всего, человек сможет построить нормальное взаимодействие Церкви и музея, разграничить музейное использование от церковного. Чтобы Церковь предоставляла музею возможность совершать музейные работы. Без какого-то воинствующего атеизма, спокойно может показать, что Церковь и музей — не враги, а союзники», — полагает Милонов.

Депутат подчеркнул, что у Церкви и музея нет точек расхождения. «Именно этого мы давно и ждали. Мы уверены, что убеждения этого человека позволят ему корректно как совершать музейную работу, так и понимать, что музей находится в храме», — резюмировал Милонов.

Сигнал, который дал президент, даёт надежду, что Исаакиевский собор, наконец, вернут Русской Православной Церкви. По опыту, реализованном в отношении других православных святынь, возможно сохранение храма в федеральной или муниципальной собственности, но при этом его передают в долгосрочное пользование Церкви. Это никак не мешает сохранению музея.

Если сам лидер страны говорит об этом миллионам слушателей на прямой линии — для православных это повод порадоваться, что всё идёт по правильному вектору. Как отметил ранее Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возвращение Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в год столетия революции «призвано стать символом примирения нашего народа». Сейчас это важно, как никогда прежде.