8 июня проходят выборы в парламент Великобритании. Выиграет ли партия Терезы Мэй или Джереми Корбина — не принципиально. Избирателей больше всего волнует безопасность от терактов и популярные социальные меры

Сегодня — день выборов в Палату общин британского парламента. Граждане Великобритании выберут политическую силу, которая сформирует новое правительство. Сами выборы пройдут в напряженной и нервозной обстановке после терактов. Предварительные итоги (точнее, данные экзит-полов) появятся в информационных агентствах к полуночи по мск.

За места в парламенте борются Консервативная партия во главе с Терезой Мэй, Лейбористская партия с Джереми Корбином, Либеральные демократы с Тимом Фарроном, Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) с Полом Натталлом, Шотландская национальная партия с Никола Стерджен.

В Палате общин (нижней палате) всего 650 мест, для большинства нужно набрать не менее 326. Все министры, включая премьера, выбираются исключительно из состава парламента. В настоящее время у партии Мэй — 330 мест в парламенте, и она рассчитывала увеличить цифру.

Еще в начале мая безоговорочную победу прочили консерваторам, но последние теракты — в Манчестере 22 мая и в Лондоне 3 июня — изменили предварительный расклад сил. Позиции консерваторов ослабились, и оппоненты акцентируют внимание на том, что трагедию спровоцировала последняя полицейская реформа. Накануне Мэй настояла на сокращении числа сотрудников правоохранительных органов в стране, и теперь за это расплачивается, в том числе рейтингом.

Впрочем, YouGov с вероятностью 95 процентов утверждает, что консерваторы сумеют получить от 269 до 334 мест, лейбористы — от 238 до 302 мест. Посмотрим, сработают ли на этот раз соцопросы. Во всяком случае, есть несколько возможных сценариев.

Сценарий 1: «консерваторы» в юбке

Премьер-министр Мэй заняла свой пост по воле случая — в связи с отставкой предыдущего главы правительства. По итогам референдума о выходе Великобритании в ЕС, где победу одержали сторонники Brexit, экс-премьер Дэвид Кэмерон сообщил о своей отставке и покинул пост 13 июля 2016 года.

Сама Мэй пообещала провести процедуру Brexit — накануне подтвердила, что готова быть на переговорах неуступчивой. Переговоры, действительно, обещают быть очень сложными, и правительство должно отстоять максимум прав перед Евросоюзом.

Еще недавно позиции Мэй и консерваторов были невероятно крепкими — разрыв с лейбористами составлял более 20 процентов, именно в этой связи премьер объявила о досрочных выборах. Во многом успех партии был связан с заимствованием лозунгов у более консервативной силы — Партии независимости Соединенного королевства. Это касается и позиции по Brexit, и жесткой миграционной политики.

Т. Мэй
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Фото: Stefan Rousseau/ FA Bobo/PIXSELL/PA Images

Впрочем, слабые места программы консерваторов — социальная сфера, во многом именно это множит критиков и противников Мэй. В этой связи устраивают публичные акции — то появляется фигура с неприличным жестом на Белых скалах Дувра в Великобритании, то запевают «Liar Ge2017» после сокращения финансирования здравоохранения и образования…

Среди других непопулярных в народе мер — изменение правил получения социальной помощи, предложение исключить недвижимость из «несгораемых» активов, которые могут быть распроданы в счет долгов за соцпомощь и пр.

Как отмечают эксперты, утрата правящей партией лидирующих позиций может привести к серьезным политическим проблемам и к падению личного авторитета премьера.

В случае же победы она останется у власти еще на пять лет. Этот срок необходим ей, чтобы успеть эффективно провести процедуру Brexit и не бросать дело на полпути.

Сценарий 2: рабочим — заводы, монархию не надо

Социалист Джереми Корбин — фигура неоднозначная. Среди плюсов — желание восстановить нормальные, рабочие отношения с Россией, социально ориентированная программа во внутренней политике, жесткая критика представителей западного истеблишмента.

В целом его экономическая программа на данный момент во многом популярнее консервативной: например, он обещал национализировать энергетику, воду, Королевскую почту и поезда. Регулярно призывает не идти на поводу у США.

Среди минусов — много демагогии и выпады против монархии в Великобритании. Поддерживает, как и большинство леваков, приезд мигрантов. Надеется выиграть на критике Мэй после терактов — он публично потребовал отставки премьера после трагедии в Лондоне.

Критикует нынешнее парламентское большинство за то, что оно «оказалось неспособно перестроить экономику, устроило вместо этого разрушительные сокращения расходов и привело к снижению жизненного уровня».

Корбин Д.
Социалист Джереми Корбин. Фото: Frank Augstein/AP/TASS

Возможно, при победе Корбина отношения с Россией действительно стали бы более дружелюбными. И хотя традиционно Великобритания — наш геополитический соперник, такие попытки можно приветствовать.

Сценарий 3: «подвешенное правительство»

Не исключено, что ни одна из партий не получит парламентского большинства. В такой ситуации консерваторы или лейбористы будут вынуждены вступить с какой-то партией в коалицию, чтобы добрать большинства — не факт, что им это удастся.

Как бы то ни было, наверняка свои неудачи представители партий сведут к «иностранному вмешательству», не исключено, что к легендарным «русским хакерам». В любой непонятной ситуации провалы удобно списать на всевидящее око Кремля.

Впрочем, победа того или иного кандидата значения не имеет — Британия все равно выйдет из ЕС, отношения с Россией будут, скорее всего, натянутыми, а претензии Корбина — способ отвоевать часть голосов у консерваторов. По факту, жизнь в британском королевстве будет идти как прежде, с небольшими вариациями. В отличие, например, от президентских выборов во Франции, где от победы кандидата зависел сам вектор развития государства.

Сейчас избиратели ориентируются в первую очередь на программы по решению социальных проблем и на контртеррористические меры. Эти две линии станут главной задачей для новоявленного правительства на ближайшие месяцы.