США в Сирии — бомбёжка правительственных сил, бомбёжка городов, бомбёжка надежд на победу над терроризмом

Сегодня стало первым днём штурма Ракки. Во вторник об этом было официально извещено в релизе т.н. Объединённых сил — управляемой и направляемой США совместной военной группировкой из Сирийских демократических сил (СДС) и Сирийской арабской коалицией.

Иначе говоря, это возглавляемое курдами образование из ассирийцев и в основном воинов местных племён северо-востока Сирии, а также совсем мутное образование «революционной оппозиции», поддерживаемое США. Ранее оно входило в состав СДС, и раздельное их упоминание свидетельствует, по мнению аналитиков, о размежевании этих объединений в результате постепенного отхода США от курдов и переноса ими своей политической ставки на арабских «оппозиционеров».

Первый день официального штурма начался, впрочем, спокойно и буднично. То есть в стиле США: бомбо-штурмовые удары по городу нанесли вертолёты Apache, а на земле по Ракке стреляли 155-миллиметровые гаубицы М777. Милосердие на марше.
При этом никакого заметного продвижения после обнародования коммюнике о начале штурма не зафиксировано. Ракка, собственно, даже не окружена, и из неё по-прежнему пытаются выходить силы запрещённого в России ИГ, направляющиеся в сторону Пальмиры и Дейр-эз-Зора. И если на Пальмирском направлении «чёрные» получают болезненные авиаудары со стороны сирийских ВВС и российских ВКС с разгромом их колонн и уничтожением техники, то под Дейр-эз-Зором ИГ с подошедшими из Ракки подкреплениями добился некоторых успехов, серьёзно осложнивших там положение правительственных войск.

Типично для Америки

В Дейр-эз-Зоре ИГ начал очередное наступление на и без того рассечённые надвое позиции правительственных войск. В первый же день наступления террористам удалось занять часть территорий в районе 137-й армейской базы и базы Панорама. Это создаёт довольно серьёзную угрозу всей целостности позиций САА — тут всё очень тесно, и падение, условно говоря, одного квартала выбивает локтевую связь между обороняющимися подразделениями и обеспечивает противнику возможность наносить большой вред непосредственному тылу сражающихся.

Сирийскую армию здесь поддерживает, конечно, российская и сирийская авиация, но за счёт фактически поощряемой американцами переброски сил ИГ из-под Ракки у «чёрных» получился значительный локальный перевес сил. Сирийская армия держится, но риск падения правительственного эксклава в Дейр-эз-Зоре довольно велик, полагают наблюдатели.

Активность боевиков в этом пункте провоцируется тем, что этот город очень удобен для обороны. И в отличие от Ракки, с конечным падением которой смирилось, похоже, руководство самого ИГ, здесь действительно можно оборудовать новую «столицу» «халифата».

Вопрос: а зачем она нужна сетевому, в общем, политическому и военному образованию?
Ответ: а ни зачем. После только что обнародованных WikiLeaks документов о крышевании ИГИЛ американской разведкой для наблюдателей вырисовывается восхитительная в своей законченной подлости картинка. Вернее, это было бы таковой, если бы речь шла не о политике и не о западных варварах, которые вместо слова «подлость» употребляют понятие «целесообразность». Потому что картинка получается вот какая.

Негласно, но твёрдо управляемый Америкой, ИГ после некоего приличествующего сопротивления оставляет Ракку возглавляемой США коалиции. Тем самым правительство в Дамаске лишается в послевоенный период важного промышленного и интеллектуального центра, возможности распоряжаться плотиной и, следовательно, пресной водой. В качестве хорошего дополнения оно лишается и имеющихся здесь нефтяных разработок.

Тем временем ИГ всё же добивается падения Дейр-эз-Зора и объявляет его своей новой столицей. Что закономерно вызывает необходимость штурма его всё теми же курдами из СДС, которые и без того нависают над городом с севера, но правительственным войскам помочь не торопятся. Ну а после неизбежного захвата города проамериканской коалицией контроль её и над этой богатой нефтью провинцией становится всеобъемлющим. Ну а также США контролируют всю восточную Сирию, отрезая заодно занятые правительством в Дамаске территории от границы с Ираком — читай от союзного Ирана.
Неплохо, признают аналитики.

Ракка
Ситуация в сирийской Ракке. Фото: Alexander Kots/AP/TASS

Сирийско-иранское наступление

Нельзя сказать, что Дамаск взирает на эти тело- и мыследвижения безучастно. Пока курды с американцами концентрируются вокруг Ракки, к региону продвигаются силы САА. Они взяли важный опорный пункт ИГИЛ город Маскану и успешно продвигаются к юго-востоку вдоль берега Евфрата в общем направлении на Табку. Где-нибудь в районе Мухаддада они могут встретить с курдами из СДС, на чём оборона ИГ на этом направлении будет ликвидирована.

Военные аналитики сходятся в заключение о малой вероятности того, что после этого САА двинутся в обход Табки, чтобы принять участие в штурме Ракки. Как минимум, не то сегодня политическое положение в Сирии, чтобы Дамаск стал координировать свои действия с американцами в ходе такого сложного вида боевых действий как штурм города. С точки зрения оперативных канонов, сирийским войскам должно «светить» дальнейшее продвижение к Дейр-эз-Зору со снятием блокады с этого города, либо, что целесообразнее — движение в направлении на Пальмиру с перехватом дорог и выходом в тыл наступающей на этот город группировке ИГ. Тогда доступ к Дейр-эз-Зору откроется автоматически.

На Пальмирском направлении ИГ атакует жестоко, применяя атаки «шахид-мобилями», массированные артиллерийские удары и яростные штурмы пешими силами, которые руководство ИГ бросает в бой без всякой жалости. Под городком Хувейсис разыгралась, по сообщениям, целая «Курская дуга», когда позиции правительственных сил атакуют одновременно тысячи бойцов «халифата». Но войска Дамаска пока держатся.

В то же время на южном направлении продолжается медленное, но упорное продвижение правительственных сил к границе с Иорданией в районе Ат-Танфа. К правительственным войскам в данном случае причисляются и шиитские союзники Дамаска, опирающиеся на военно-материальную поддержку Ирана. Именно по ним США нанесли новый авиаудар, стремясь сорвать продвижение шиитов к Ат-Танфу.

Сослались Штаты при этом на необходимость защиты «неконфликтной зоны», но это никого не обмануло. На самом деле США не участвуют в Астанинском процессе, в котором были определены «зоны деэскалации», так что никакого права объявлять такие зоны без согласования с Дамаском они не имеют никакого права. О чём Вашингтону уже не преминули напомнить из Москвы, что само по себе является свидетельством жёсткой позиции России по этому поводу. Наблюдатели не исключают, что дело может дойти до прямого патрулирования сил ВКС над сирийскими войсками — пусть американцы попробуют на них напасть.

Тем более, что неподалёку, в Дераа, разворачивается, как явствует из сообщений, 4-я танковая дивизия САА. Она, согласно поступающей информации, вооружена новыми танками Т-90, а командует ею младший брат Башара Асада, генерал Махер Асад. Иными словами, дивизия будет представлять собою не только серьёзную военную силу, но и важную политическую. То, что она разворачивается всего в километре от иорданской границы, более чем прозрачно говорит о её предназначении — зачистка местности вдоль разделительной полосы с Иорданией, с вытеснением или уничтожение проамериканских боевиков в эту страну, невзирая на «возражения» США.
Можно полагать, что только что обнародованное напоминание российского президента Владимира Путина о том, что в случае полномасштабного военного конфликта между США и Россией можно рассчитывать не на победу, а только на тотальное самоуничтожение, не в последнюю очередь связано с сирийскими событиями и необходимостью лишить американцев их варварских иллюзий.