С 3 по 8 июня в России традиционно, в пределах Вятской губернии, проходит известнейший в народе Великорецкий крестный ход. Протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о том, как в нас зародилась любовь к крестным ходам

Русские православные люди очень любят крестные ходы. В этом — глубокие библейские корни. Крестный ход — это движение и молитва, связанные вместе. В церкви мы стоим и молимся, а на крестном ходу мы движемся и молимся к определенной цели, например, к святому источнику, к месту явления славы Божией.

Это нечто особенное, что напоминает нам движение евреев в обетованную Землю. Чем было сорокалетнее странствование? Это было движение с молитвой. Это было движение с войной. Они воевали, защищались. Движение с молитвой, движение с покаянием, движение с изучением закона.

Этот библейский контекст на кодовом уровне зашит в понятие крестного хода. Читается Евангелие, несутся хоругви, кадильный дым приносит благоухание в окружающий воздух. Люди собираются вместе. Они чувствуют единение. Это не просто личная покаянная молитва. Это народное движение, это река. Люди любят это. Святейший Патриарх Кирилл участвует в этом Великорецком крестном ходе.

Заметьте: когда разные люди собираются на митинги, то они, конечно, переживают о массовости. Чем больше людей, тем больше у них прав заявить о том, что требования, выдвигаемые ими, или проблематика, поднимаемая ими, важна и имеет государственное значение.

Бывает, соберется 500 крикунов с плакатиками, и отчитаются перед Госдепом за проделанную работу. И показывают их по телевизору, будто к ним приковано все внимание.

А посмотрите на «Бессмертный полк». Или люди, шествующие к Николаю, к мощам. Это же океан людей! Они читают молитвы, акафисты, каются. Это океан молитвы, который течет по набережной Москвы-реки, пока мощи пребывают в Храме Христа Спасителя.

Так же и на Великорецкий крестный ход. В 2014 году было 67 тысяч участников. Вы себе можете представить, что это и есть народ. Вот он.

Конечно, народ — это все. Верующие, неверующие, уверовавшие и отпавшие, заблудившиеся и нашедшие себя. Конечно, у нас все одинаковы перед законом, но вот она, Русь изначальная. Если хочешь посмотреть на нее — сходи на крестный ход. Или, по крайней мере, узнай об этом, прикоснись к этому. Там, где такое массовое сдвижение народа совершается с одной целью, в одном духе, там человек пьет из родника чистую артезианскую скважину, которую прорубает ему Господь.

Имейте в виду эту священную информацию. И любите нашу Церковь и родную землю, и ближнего.