7 июня 1990 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви в Москве был избран новый Патриарх Московский и всея Руси. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (в миру — Алексей Михайлович Ридигер)

Святейший Патриарх Алексий II был последним иерархом, унаследовавшим старую дореволюционную русскую культуру. Выходец из древнего служивого рода, Патриарх говорил, писал, мыслил иначе, чем говорят, мыслят и пишут большинство современных людей. Президент Владимир Путин точно заметил, что это был «настоящий Патриарх». Настоящий не только внутренне, но и внешне.

Один Бог ведает, сколько искушений, соблазнов и испытаний пришлось пережить Патриарху Алексию во время своего нелегкого служения. Но он всегда относился к ним так, как подобает православному христианину: с глубокой верой во Христа-Спасителя, с полным упованием на Волю Божию. Святейший Патриарх никогда не принимал никаких крайних суждений и решений, ни левых, ни правых. Ему органически был чужд любой радикализм, любая политическая суета в церковной жизни.

Русский православный народ всегда видел в нем своего Предстоятеля и Молитвенника, своего Отца. В самые трудные минуты, в самых тяжелых ситуациях в жизни Церкви и общества, Россия слышала его спокойный мудрый голос. Святейший Патриарх не допустил ни раскола Церкви, ни признания «Екатеринбургских останков» за мощи святых Царственных мучеников, ни ухода Украинской церкви Московского патриархата к раскольникам.

Патриарх Алексий Второй не раз говорил, что Россия переживает свое второе крещение. В эпоху его патриаршества были созданы и построены десятки новых епархий, десятки духовных школ, открылись тысячи храмов, монастырей, причём не только в России, но и заграницей.

Русское Православие перестало быть только русским явлением, оно смело заявило о себе в Европе, в Америке, в Африке, на Ближнем Востоке. Православные храмы появились в коммунистической Корее и социалистической Кубе. Одной из своих главных задач Святейший Патриарх считал ввести Русскую Православную Церковь в XXI век: ввести единой и твердо стоящей в Истине. При этом Патриарх понимал, что наступили новые времена, что Церковь должна учитывать новые реалии. Строго придерживаясь святоотеческого учения, отвергая всякие «реформы» внутри Церкви, Патриарх при этом умел сохранять добрые отношения с духовными руководителями иноверческих исповеданий и инославных религий. Святейший понимал, что России нужна крепкая армия, мощный флот, сильная конкурентоспособная торговля, передовая наука, высокое образование.

Величайшим событием эпохи Патриарха Алексия Второго стало прославление Новомучеников Российских во главе с Царской Семьей. Сколько было сломано копий по поводу того «правильно» или «неправильно» были прославлены Святые Царственные Страстотерпцы! При этом мало кто из критикующих задумывался, какое давление оказывалось на Святейшего Патриарха с целью не допустить вообще никакого прославления Императора Николая II и его Семьи, чего стоили Патриарху его твёрдость и убеждённость в необходимости этой канонизации.

Второй величайшей заслугой Почившего Патриарха стало объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.

Вспоминая сегодня Великого Отца, запомним его слова, звучащие как завещание: «Без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и учения, никакие деньги и товары, никакая сила и никакая власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия».