Вашингтон намерен использовать Ханой в игре против Пекина

Президент США Дональд Трамп не оставляет попыток изменить военно-политическую конфигурацию в стратегически важном регионе Южно-Китайского моря с целью оказания давления на Пекин. И активно вовлекает в эту схему Ханой.

По итогам переговоров президента Трампа и главы вьетнамского правительства Нгуен Суан Фука в Вашингтоне было распространенно совместное заявление, в котором особо отмечены два взаимосвязанных момента — военно-морское сотрудничество двух стран и свобода судоходства в Южно-Китайском море.

Боевые корабли бывшего врага

«Стороны изучили возможность визита американского авианосца во вьетнамский порт и обсудили шаги по дальнейшему сотрудничеству между военными моряками двух стран», — говорится в документе.

Заход авианосца США в порт страны, с которой американцы воевали долгие десять лет и в итоге проиграли — акция показательная как для Вашингтона, так и для Ханоя. Впрочем, присутствие американского флота во вьетнамских портах — предмет дальнейших переговоров, в которых можно предположить, что Вашингтон будет очень настойчив.

Еще более показательной была передача 27 мая американцами вьетнамской стороне большого патрульного корабля WHEC 722 Morgenthau типа Hamilton в рамках американской программы реализации зарубежным странам излишков военного имущества Excess Defense Articles. Этот корабль вступил в строй американской Береговой охраны в 1969 году и был списан в апреле этого года. Для Вьетнама это самая крупная американская военная поставка — полное водоизмещение 3250 тонн, длина 115 метров.

Передача корабля произведена на безвозмездной основе, но вьетнамцы должна оплатить ремонт и необходимые доработки Morgenthau, а также подготовку экипажа в США. Обойдется это примерно в 5 млн долларов.

Весьма ироничный поворот в судьбе этого боевого корабля. Дело в том, что Morgenthau участвовал в американской войне во Вьетнаме (1965-1975 гг.). Он действовал на морских коммуникациях, пытаясь пресечь поставки из Северного Вьетнама вьетконговским партизанам Южного Вьетнама (союзника США), и потопил семь и повредил три северовьетнамских плавсредства. Корабль обстреливал береговые цели, разрушив немало зданий и фортификационных сооружений, от его огня гибли вьетнамские солдаты. Теперь он будет служить во вьетнамской Береговой охране.

22 мая вьетнамцы также получили шесть малых скоростных сторожевых катеров типа Metal Shark 45 Defiant. Это уже не старые катера. Они были построены американской компанией Metal Shark на средства (18 млн долларов), выделенные Министерством обороны США по программе военной помощи Вьетнаму по соглашению 2015 года.

Свобода судоходства от Китая

Интересное совпадение. В промежутке между передачами всей этой военно-морской техники Вьетнаму 24 мая американский эсминец с управляемым ракетным вооружением (УРО) Dewey класса Arleigh Burke совершил провокационный проход в 12 милях от спорного архипелага Спратли Южно-Китайского моря в водах, которые Китай считает своими.

Командование ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) отреагировало немедленно, выдвинув навстречу нарушителю ракетный фрегат Luzhou и корвет Jiangkai. Американский эсминец быстро ретировался. Это было первое подобное действие американского флота в районе Спратли с момента вступления президента Трампа в должность. До этого такие патрульные мероприятия проводились достаточно регулярно. В Вашингтоне это называют операциями по защите свободы навигации, а в Пекине провокациями.

Архипелаг Спратли (Наньшацюньдао) — предмет территориального спора сразу шести государств — Вьетнама, Китая, Тайваня, Малайзии, Филиппин и Брунея. Это сотни мелких островов, рифов и атоллов. Почти половина из них заняты небольшими военными гарнизонами, среди которых нет только брунейского.

КНР активно строит здесь искусственные острова и укрепляет их в военном отношении. С недавнего времени к милитаризации Спратли подключился и Вьетнам, перебросивший на подконтрольные ему острова противокорабельные ракетные комплексы EXTRA израильского производства.

Тот, кто контролирует Спратли — контролирует важнейшие морские и воздушные пути из Тихого в Индийский океан. Здесь ежегодно перевозится товаров на 5 трлн долларов. Это богатый рыбопромысловый район, на шельфе найдены запасы углеводородов.

Постоянная палата третейского суда в Гааге в июле 2016 года по иску Филиппин постановила, что Китай не имеет оснований для территориальных притязаний в Южно-Китайском море. Суд решил, что спорные территории архипелага островами не являются и исключительную экономическую зону не образуют. Китай не признал решение арбитража.

В совместном заявлении президента США и премьер-министра Вьетнама говорится: «Президент и премьер-министр отметили стратегическую важность Южно-Китайского моря для мирового сообщества. Они подчеркнули важность свободы навигации, воздухоплавания и других законных методов использования морей и выразили опасения по поводу того, что незаконные ограничения свободы оказывают негативный эффект на мир и процветание Азиатско-Тихоокеанского региона».

То есть американские «игры» по защите свободы судоходства в регионе будут продолжаться и, по крайней мере, президент Трамп надеется, что Вьетнам сыграет в них свою роль. Тем более, что традиционный союзник США в регионе — Филиппины — пока вышел из игры. Президент Родриго Дутерте объявил о переориентации в военном отношении на Россию и Китай, к тому же он занят теперь войной с группировкой «Исламское государство» (запрещена в России) и ему не до комбинаций американского президента.