Северный флот сегодня, 1 июня, отмечает годовщину в настрое на большое будущее с исключительно вежливыми диалогами с Западом

Северный флот — единственный в России, который имеет два законных дня рождения. Один из них отмечается сегодня, в годовщину образования 1 июня 1933 года Северной военной флотилии. Этот праздник был установлен приказом главнокомандующего ВМФ России от 15 июля 1996 года.

А приказом главнокомандующего ВМФ РФ от 25 мая 2014 года датой образования Северного флота был назначен день 15 (26) марта 1733 года, когда был создан Архангельский военный порт.

Северный флот — вежливое прошлое

Что ж, два дня рождения лучше, чем один, тем более, что оба назначены по справедливости. Дату 1733 года определила в начале 2000-х годов экспертная комиссия Института военной истории Минобороны РФ. Она установила, что во время царствования Анны Иоанновны, 24 января (4 февраля) 1732 года был издан высочайший указ «О приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок».

На основании его и был весной следующего года создан Архангельский военный порт, при котором велено было «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Это стало первым штатным соединением военных кораблей на Севере.

В дальнейшем Архангельская эскадра участвовала в русско-шведской войне 1741-1743 гг., в обеспечении свободы судоходства во время войны Северо-Американских колоний с Англией за независимость, обеспечивала политику так называемого вооружённого нейтралитета.

То есть ещё во времена Екатерины Великой флот, включая северную эскадру, был в состоянии заставить тогдашнюю первую державу мира спрятать руки за спину, когда Россия вежливо призывала: «Сим повелеваем… определяемому на них командиру: чтоб он… стережа и карауля безопасность общей навигации, если встретит какой либо иностранный капер с патентом своего Правительства, пристойно объявя офицерам и экипажу оного, что пребывание их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо быть не может, чтоб они поэтому ехали назад, куда им угодно… В случае безрассудного их упорства, а наипаче действительного в ремесле своем покушения, не возможет он обойтиться без употребления противу их самой силы, оставляя уже на их собственный счет все из того неприятные последствия».

История свидетель: «Владычица морей» отступила! И русская политика вооружённого нейтралитета, поддержанная рядом других стран, реально помогла Северо-Американским Соединённым Штатам обрести государственную независимость…

Вежливость помогла.

Северный флот: эффективная такая слабость

В 1933 году флотилия создавалась фактически с нуля. В 1937 году она была преобразована в Северный флот.

Отношение к нему долгое время было слегка снисходительное. Впрочем, базы и аэродромы на Севере строились активно, создавалась береговая охрана, судоремонтная и судостроительная база флота.

Однако Великая Отечественная война показала, что сил в 8 эсминцах, 15 подводных лодок и 7 кораблей других классов явно недостаточно. У Германии было на этом театре подавляющее превосходство, особенно в качестве. Здесь орудовали линкоры «Шарнхорст» и «Тирпиц», тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», превосходные подводные лодки типа VII.

Тем не менее силами Северного флота было уничтожено свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов, сбито 1300 самолётов. Сам флот потерял при этом 3 эсминца, 23 подводные лодки, 16 сторожевиков, 13 тральщиков, 40 катеров разных типов. Погибло 10 905 североморцев.

Соотношение побед и потерь, таким образом, показывает очень большую эффективность боевых действий Северного флота, хотя прежде всего заслуга в этом его морской авиации. На этом участке фронта бок о бок с русскими сражались и английские лётчики.

Северный флот как лимес на границе с варварами 

Послевоенные годы стали временем тотальной подвижки военно-стратегической, в том числе и военно-морской, составляющей геополитики. Это было связано в первую очередь с появлением атомного оружия, во-вторых, реактивной авиации, а в-третьих, с выходом России на рубежи реки Эльбы, откуда, по общему признанию, она за неделю захватывала бы всю Западную Европу, а за две — включая и Пиренейский полуостров. Таким образом, США теряли бы плацдарм в Европе, то есть Россия-СССР обеспечивала себе безопасность от наземной агрессии.

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий», входящий в состав боевых кораблей Северного флота РФ. Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Разумеется, подобное связывание по рукам и ногам агрессивных западных варваров устроить не могло, и одним из важных направлений их агрессии автоматически становилась Арктика. Все планы нападений на СССР, атомных бомбардировок его территории связывались с проникновением авиации через северную акваторию, где, как было известно западным генералам, и флот был слабоват, и средства ПВО недостаточны для столь необъятных пространств.

Но в ответ на эту «автоматику» разворачивалась «автоматика» русская. Атомные бомбы, ракеты — это шло само собою, но и Северный флот постоянно укреплялся, превращаясь на глазах из оборонительной структуры в то, что могло позволить себе выход на всю акваторию мирового океана. Здесь в 1955 году впервые в мире был произведён старт баллистической ракеты с подводной лодки, здесь появилась в 1958 году первая отечественная атомная подводная лодка, здесь концентрировались лучшие надводные корабли.

Постепенно флот обрёл такие контуры, что Запад вновь перешёл к чему-то вроде стратегической обороны — прежде всего против него. Американцы отгородили акваторию Северного Ледовитого океана целой системой датчиков, позволяющих засекать советские стратегические подлодки, выходившие на дежурство в Атлантику, чтобы вновь сковать загребущие руки западных варваров наручниками гарантированного ответного уничтожения.

Эти периметры, конечно, портили кровь нашим подводникам, но и развивали в них целые букеты военных хитростей и уловок. Что заставляло американских стратегов нередко досадливо морщиться: засекли проход советской АПЛ в Атлантику? Нет? А она — вот, заметили чуть ли не в гавани Норфолка! К тому же перед русскими подводниками расстилался весь Северный Ледовитый океан, где их подо льдом не увидеть было, а сами они вполне освоили пуск ракет из подлёдного положения. Ну, почти из подлёдного — но и всплывание подводного атомохода на Северном полюсе показало, что полынью для такого доброго дела северные подводники обеспечат себе где и когда угодно.

Северный флот — территория диалога

Но дальше наступило время, для которого наиболее вежливая характеристика заключается в словах «к сожалению». К сожалению, гайдаровидным либералам удалось то, чего 40 лет не удавалось добиться всему варварскому миру: проредить Северный флот чуть ли не предвоенного состояния, поставить на прикол грозу любого агрессора — атомный подводный флот. И главное — урезать финансирование так, что и строительство новых кораблей замерло, мало что не полностью.

Слава Богу, что сочетание «к сожалению» часто граничит с сочетанием «к счастью». К счастью, российская цивилизация, техническая и военная инфраструктуры оказались слишком сложны для разрушения варварскими экономическими методиками. В частности, и Северный флот сохранил ядро, сохранил технологии, инфраструктуру.

Сегодня это вновь мощная и динамически развивающаяся сила. Не та, конечно, что в советские времена. Но, с другой стороны, для нынешней обстановки — вполне достаточно, чтобы у варваров зачесались не руки, а запястья. По старой памяти. Достаточно вспомнить, как недавно, во время перехода группировки во главе с «Адмиралом Кузнецовым» к Сирии трусливой собачкой повизгивала английская пресса — вся британская «гроза морей» оказалась слабее одной этой русской эскадры. Только и зашлись западные варвары в криках про излишне дымящий старый авианосец, не понимая скудным варварским соображением своим, что это «Кузя» вежливый диалог с ними так вёл: «Посторонись, здесь Я иду!»…

И судя по программе модернизации и пополнения Северного флота, диалоги такие вскоре будут ещё более вежливыми. Как во времена Екатерины.