1 июня 1804 года родился великий русский композитор Михаил Иванович Глинка

То, что Глинка — первый классик русской музыки, первый отечественный композитор европейского уровня, было признано еще при его жизни не только просвещенными соотечественниками, но и такими гениальными музыкантами, как Ференц Лист и Гектор Берлиоз. Но значение Глинки для России гораздо шире, чем только музыкальное. Владимир Стасов говорил, что как Пушкин создал новый русский язык в литературе, так Глинка сделал это в музыке.

Сам Глинка так видел свою задачу: «Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу».

Этот новый язык, как у Пушкина, так и у Глинки, стал следствием их глубокого смирения перед Богом и благодарности Ему за дарованные таланты, а также глубокой народности, русскости их произведений. В каком-то смысле и Пушкин, и Глинка представляют собой великое чудо. В детстве Пушкина в лицее воспитывал брат якобинца Марата, Глинку — декабрист Кюхельбекер. Оба прошли искушения вольтерьянства, вольнодумства, масонства. Оба нашли в себе силы сбросить с себя эту иноземную шелуху и обрести русскую душу, оба пришли к спасительной для России идеи Православия и Самодержавия.

Пушкин напишет:

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

Глинка обессмертит свое имя оперой «Жизнь за Царя», которая заканчивалась гимном «Славься!»:

Славься, славься, наш русский Царь!

Господом данный нам Царь-Государь!

Да будет бессмертен твой Царский род,

Да им благоденствует русский народ.

Кстати, идея либретто оперы задумывалась Глинкой совместно с Пушкиным, и только убийство поэта остановило эту совместную работу.

Примечательно, что Глинка настоял на том, чтобы опера называлась «Смерть за Царя», а не «Иван Сусанин», как планировалось первоначально. Но Николай I же, сказав: «Отдавший жизнь за Царя не умирает», исправил слово «смерть» на «жизнь».

Во время премьеры оперы, которая состоялась 27 ноября 1836 года, немало высокопоставленных зрителей музыку Глинки не оценили и даже называли ее «мужицкой», «кучерской», «простонародной». Но Император Николай I оперой остался очень доволен. Во время спектакля в глазах Государя появлялись слезы. В знак своего восхищения Царь подарил Глинке бриллиантовый перстень и назвал композитора «великим мастером».

«Государь Император благодарил меня и долго беседовал со мною», — написал Глинка своей матери.

Анри Мериме так отзывался об опере: «Жизнь за Царя» господина Глинки — это правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне. Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная на благородную высоту своего первоначального назначения, когда она была еще не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным».

Михаил Иванович Глинка скоропостижно скончался 15 февраля 1857 года в Берлине, где он изучал старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров.