Заявления главы минюста Украины Павла Петренко, что Киев взыскал с «Газпрома» первые суммы в рамках дела о взыскании с компании штрафа, наложенного Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) за злоупотребление доминирующим положением, связаны с арестом активов «Газтранзита». Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

«Активы «Газпрома» на Украине крайне невелики, потому заявления Киева о взыскании каких-то средств в рамках антимонопольного разбирательства могут быть связаны только с тем, что на днях украинский суд арестовал акции «дочки» «Газпрома» – компании «Газтранзит». Эта компания обслуживает газопровод, который пролегает по украинской территории, а потом через Болгарию передает газ в Турцию.

Транзит сырья по Украине Киев не останавливал – для него это чревато серьезными рисками. Активы «Газтранзита» же на Украине невелики, для «Газпрома» ее потеря ничего не стоит. А подобных мелких структур у российского монополиста на Украине крайне мало», = отмечает эксперт.

Сегодня Павел Петренко заявил, что Киев взыскал первые суммы в рамках дела о взыскании с компании штрафа в размере почти 395 миллиардов рублей, наложенного Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) за злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по транзиту газа в республике. «Очень скоро мы покажем этот результат в цифрах», — пообещал министр юстиции Павел Петренко, признав, что на территории Украины нет принадлежащего «Газпрому» имущества, сопоставимого с размером предъявляемого штрафа.

«С учетом того, что «Газпром» иски и претензии украинской стороны не признает, будет направлен соответствующий иск в международные суды. Пока они не завершаться, арестовывать и взыскивать что-либо в рамках взыскания по своим претензиям Киев не имеет права. Но учитывая, сколько длятся подобные разбирательства в международных инстанциях, а также неминуемые попытки украинской стороны затянуть процесс, едва ли мы увидим завершение этих споров в ближайшее время», — полагает специалист.

АМКУ начал расследование в отношении «Газпрома» в 2015 году. Через год украинское ведомство наложило штраф на компанию в размере 86 миллиардов гривен (6,4 миллиарда долларов) за злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по транзиту природного газа по территории Украины. Речь идет о периоде с 2009-го по ноябрь 2015-года. Эксперты назвали эти претензии абсурдными – Киеву никто не мешал найти альтернативу российской компании, но тогда украинскую сторону все устраивало. Все жалобы «Газпрома», в том числе поданная в Высший хозяйственный суд кассация, были отклонены.

«Газпром» уже заявил, что прорабатывает возможность решить вопрос по оспариванию штрафа в международных инстанциях, поскольку возможности для этого на украинской территории исчерпаны. В российской компании перспективы взыскания суммы этого штрафа за пределами Украины оценили как весьма незначительные.

«Скорее всего, Киев сейчас попытается дотянуться до всех структур, так или иначе аффилированных с «Газпромом». К примеру, российский монополист имеет активы «Газпромбанка», который в свою очередь, располагает акциями медиаструктур. И в ближайшие дни на Украине попытаются заморозить местные активы, к примеру, телеканала «ТНТ», если таковые имеются. То есть Киев попытается отнять все, до чего удастся дотянуться.

Украинские власти подстраховываются и попытаются привязать уже рассматривающийся в Стокгольмском арбитраже спор «Газпрома» и «Нафтогаза» с этим разбирательством в рамках антимонопольных претензий. И если в Стокгольме присужденная к выплате Киевом России сумма будет превалировать над тем, что «Газпром» должен «Нафтогазу», украинская сторона попытается оформит «взаимозачет» в свою пользу. То есть Россия предъявит счет на 2 миллиарда долларов, Киев ответит – по другому иску вы должны нам 6 миллиардов.

В сложившейся ситуации главное, что в Европу и Турцию газ идет транзитом безостановочно. То есть в разбирательства с Россией Украина пока не хочет втягивать Европу. Или боится наказания за попытки европейских потребителей сделать заложником собственных политических амбиций», — заключает Игорь Юшков.

Максим Бут, ФБА «Экономика сегодня»