Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.
Кондак благоверного князя Димитрия
глас 2
Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.
Имя:Дмитрий Донской ( Дмитрий I Иванович )
Дата рождения: 12 октября 1350 г.
Возраст: 38 лет
Дата смерти: 19 мая 1389 г.
Место рождения: Москва
Деятельность: князь Московский и великий князь Владимирский
Дмитрий I Иванович, получивший прозвище Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве, уже в 9 лет стал князем Московским, а в 13 — великим князем Владимирским. Правление Дмитрия Донского ознаменовало собой объединение русских земель с центром в Московском княжестве. Дмитрий Иванович Донской известен как основатель белокаменного Московского Кремля, как военачальник, успешно противостоящий Золотой Орде, а главное – как один из самых справедливых и добросердечных правителей на Руси.
История Дмитрия Донского началась в Москве, в октябре 1350 года. Он родился в семье Князя Московского Ивана II Красного и его второй супруги, княгини Александры Ивановны. У Дмитрия была сестра Анна и брат Иван, получивший в подданство Звенигород. Кстати, знаменитый князь Иван Калита и Дмитрий Донской приходятся друг другу дедом и внуком. Краткая биография Дмитрия Донского успела отсчитать всего девять лет, когда мальчик осиротел. Ребенок принял Московское княжество, но фактическим правителем стал его опекун, митрополит Алексей Федорович Бяконт. У них сложились очень теплые отношения, и князь Дмитрий Донской советовался с митрополитом Алексием даже во взрослом возрасте.
Не успев сесть на трон, 9-летний князь Дмитрий I оказался вынужден бороться за власть во Владимире с другими претендентами. Из-за козней Тверского князя Михаила началась война между Москвой и Литвой. Три раза литовский правитель Ольгерд пытался захватить княжество юного Дмитрия, хотя и безуспешно, но его нападения сильно подорвали экономику: окрестности были опустошены, тысячи людей угнали в плен. От полного разорения Москву в тот период спасли сборы дани.
Политика Дмитрия Донского
Правление Димитрия Донского принадлежит к самым печальным и тяжелым временам отечественной истории. Постоянные войны, вражеские набеги и внутренние междоусобицы стали символом того времени. На Москву нападали литовцы, а сам Дмитрий шел войной против Смоленской и Брянской территорий. После московского пожара 1367 года Дмитрий I построил не деревянный, а белокаменный обновлённый кремль, который стал настоящим щитом города. В итоге князю удалось централизовать власть и успешно сражаться не только против соседей, но и против войск Мамая.
Нарастающее могущество Московского княжества тревожило ханов Золотой Орды, и Мамай отправляет свои войска в сторону Москвы. Они разгромили Нижний Новгород, но в битве у реки Вожи русское воинство нанесло ордынской армии сокрушительный удар. Тогда Орда собирает еще большее число воинов и идет в новый поход на Русь. Итогом этого стала Куликовская битва, считающаяся одним из ключевых событий русской истории. Дмитрий Донской побеждает, но его неудачи на этом не прекращаются, хотя дань больше платить было не нужно.
Правление Дмитрия Донского пришлось на печальную эпоху | Куликово поле
После Куликовской битвы произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель. Однако через два года хан Тохтамыш воспользовался отсутствием великого князя в родном городе, напал и подчистую разорил Москву. Пришлось Дмитрию согласиться вновь платить дань Орде, хотя и значительно меньшую, чем раньше. Это привело московскую казну к опустошению, и Донской начинает новые междоусобные войны с Рязанью и Новгородом.
Куликовская битва Дмитрия Донского
Знаменитая битва Дмитрия Донского интересна не только с позиции патриотизма, но и как прекрасный образец воинской стратегии. Армия хана Мамая должна была на южном берегу Оки слиться с воинством литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Тогда Дмитрий двинул свою дружину за Дон, чем ускорил столкновение только с войском Мамая и лишил того численного преимущества. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после которых по преданию состоялся знаменитый поединок-дуэль татарина Челубея с иноком Александром Пересветом. Вполне возможно, что этот поединок на самом деле всего лишь литературная выдумка из «Сказания о Мамаевом побоище», так как ученым не удалось пока доказать его реальность.
Дмитрий Донской изначально находился в сторожевом полку, но затем поменялся одеждой с боярином Михаилом Бренком и встал в ряды большого полка, чтобы принять непосредственное участие в битве. Также стоит сказать, что татары сумели расщепить русскую рать и погнать левый фланг войска Донского к реке. И как раз тут снова сыграла свою роль стратегия: западный полк Донского не вступил в борьбу сразу, как этого следовало ожидать, а дождался, когда Орда максимально прорвется к реке. Таким образом, враги попали в тиски, татарская конница оказалась в воде и была там перебита. Мамай успел сбежать с Куликова поля вместе с малочисленной группой войск, но основная часть его армии была убита. В этой битве Дмитрий Донской получил контузию, потерял коня и был позднее найден в бессознательном состоянии, но живым.
Личная жизнь
Жена Дмитрия Донского, Евдокия Московская, до сих пор считается идеалом матери и супруги. Они встретились еще в юношестве и, по легенде, полюбили друг друга с первого взгляда. На момент свадьбы невесте было только 13 лет, а жениху 16. В любом случае, союз Дмитрия и Евдокии был очень духовным, что подтверждают церковные летописи. Дмитрий Донской и Евдокия Московская подарили жизнь 12-ти детям. Самым известным из них является второй сын Василий I Дмитриевич, который стал править после смерти отца, так как первенец Дмитрия умер еще ребенком.
Евдокия Дмитриевна, жена Дмитрия I Ивановича
Дмитрий I и Евдокия много сил и средств тратили на благотворительность, построили множество церквей и храмов, в том числе Переяславльскую обитель, церковь Иоанна Предтечи, храм Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь в Москве.
После смерти Дмитрия Донского канонизировала православная церковь | Горловка-ТВ
После смерти мужа Евдокия Московская отступила от традиции и не сразу постриглась в монастырь, а стала помогать сыну в управлении княжеством и даже занимала трон, когда тот уходил на войну. Противники пытались представить такой поступок женщины как предательство мужа, обвинить ее в неверности и распущенности, но народ воспринял вдовствующую княгиню как прекрасную мать, жаждущую счастья своим детям. Евдокия дождалась, когда все сыновья и дочери обзаведутся семьями, и только тогда приняла постриг, став благоверной Ефросиньей, которую теперь считают покровительницей Москвы.
Смерть
Обстоятельства и причина смерти Дмитрия Донского не выяснены до сих пор. Вряд ли это было убийство, так как князь скончался в своих покоях, перед этим имея длинный разговор с женой и детьми. В ходе этой беседы-завещания он передал правление сыну Василию, но обязал того неукоснительно слушать волю матери Евдокии Дмитриевны.
Дмитрий Донской, годы жизни которого прошли в безустанной борьбе с европейскими захватчиками и Золотой Ордой, умер 19 мая 1389 года. На тот момент ему было только 38 лет. Князя похоронили в Архангельском соборе Кремля, а позднее Русская православная церковь его канонизировала.
Дмитрий Донской: фото
Дмитрий Донской
Дмитрий Донской на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
— великий князь всея Руси, сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й его супруги Александры; род. в 1350 г. По смерти отца своего (1359) Дмитрий, с братом Иваном (ум. в 1364 г.), остался малолетним. Русские князья поехали в Орду хлопотать о великокняжении; хан Навруз дал ярлык суздальскому князю Димитрию Константиновичу. Малолетний Дмитрий был в Орде в 1361 г., а может быть, и ранее. В Орде произошли «замятни». Хан Навруз был убит, явились два хана: в орде Мурат, за Волгой — Авдул, управляемый темником Мамаем. К Муратy поехали поверенные великого князя Димитрия Константиновича, уже севшего на стол во Владимире, и князя московского, за которого, конечно, действовали бояре. Мурат дал ярлык князю московскому; суздальский не уступал. Тогда бояре осадили Переславль, где заперся князь суздальский; Переславль был взят, Дмитрий вокняжился во Владимире (1362). В 1363 г. хан Авдул прислал свой ярлык Дмитрию, который его принял. Мурат оскорбился таким признанием другого хана и снова дал ярлык Димитрию суздальскому, который явился во Владимир. Московские войска, при которых были и князья, изгнали его и опустошили Суздальскую область. Во время этой борьбы князь ростовский должен был подчиниться Москве и князья галицкий и стародубский лишились своих владений. Вскоре князь суздальский не только помирился с московским, но еще просил его помощи, когда, по смерти брата его Андрея, Нижним завладел другой его брат, Борис. Митрополит послал св. Сергия мирить князей, и когда Борис сопротивлялся, в Нижнем были заперты церкви. Борис ушел в Городец; в Нижнем сел Димитрий (1364). Вслед за тем Дмитрий женился на дочери нижегородского князя, Евдокии. Тогда же Москва укреплена каменной стеной (Кремль).
А. Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском
Великий князь, по словам летописи, «всех князей приводил под свою власть, а которые не повиновались его воле, на тех начал посягать». Так, он вмешался в ссору тверских князей, споривших между собой о выморочном уделе князя Симеона Константиновича. Первоначально их судил владыка тверской и решил в пользу великого князя тверского Михаила Александровича. Князья обратились к посредничеству митрополита, а Михаил — к великому князю литовскому Ольгерду, и хотя, по-видимому, дело было улажено, но в 1368 г. великий князь Дмитрий позвал Михаила на суд в Москву и заключил его и всех его бояр. Они были освобождены татарским послом; тогда Михаил снова обратился к Ольгерду, который пришел с войском и, разбив московские полки при Тростенском озере (в современном Рузском уезде), подступил к Москве. Заключен был договор, выгодный для Михаила. В 1370 г. Дмитрий напал на тверские области; Михаил обратился в Орду к хану Магомет-Султану, ставленнику Мамая, и получил от него ярлык на великокняжение; но Дмитрий хана не послушался. Михаил в третий (второй?) раз призвал Ольгерда, который, однако, не имел удачи под Москвой, помирился с великим князем и отдал дочь свою за его двоюродного брата, Владимира Андреевича. Михаил снова поехал в Орду, получил ярлык; но Дмитрий ярлык не принял, задарил посла и склонил его на свою сторону. Тем не менее Дмитрий поехал в Орду, предварительно сделав завещание, в котором распоряжался наследственными своими владениями, не упоминая о вел. княжении. В Орде его приняли благосклонно. Михаил опять обратился к Ольгерду, который пришел, был разбит под Любутском (Калужского уезда) и заключил мир (1372). Михаил не мирился; Дмитрий пошел на Тверь, с ополчением многих князей, осадил город и принудил Михаила заключить договор, которым он навсегда отказывался от вел. княжения. В том же году Дмитрий победил Олега Рязанского, с которым велись споры о межах, и выгнал его из стольного города; но тот скоро возвратился и помирился с Дмитрием. Смирив соседних сильных князей, великий князь мог смело начать действия против татар. В современное смутное для Орды время разные царевичи, действуя от себя, делали нападения на Русскую землю; их иногда отражали, а иногда и они наносили русским поражения. В 1377 г. на Суздальскую область напал царевич Араб-шах (Арапша) из Синей орды (между Каспийским и Аральским морями). Дмитрий послал войско на помощь тестю; по неосторожности русских князей, ополчение их было разбито на реке Пьяной (в современной Нижегородской губернии). Затем татары разграбили область Нижегородскую и сделали набег на Рязанскую. Араб-шах провозгласил себя ханом Золотой орды, но скоро погиб (его монеты найдены в Казанской губернии). В 1378 г. Дмитрию удалось разбить на реке Родне (в Рязанской губернии) посланного Мамаем мурзу Бегича. Таким образом Дмитрий защитил своего недавнего врага Олега.
Е. Данилевский. К полю Куликову
В отмщение за это Мамай собрал большое войско (1380). Дмитрий, приняв благословение от св. Сергия, который отпустил на брань двух иноков: Ослябя и Пересвета, встретил Мамая на Куликовом поле, между реками Непрядвой и Доном (Тульской губернии, Епифанского уезда). С ним было много русских князей и два сына Ольгерда, Андрей и Димитрий. Великий князь литовский Ягайло вступил в союз с Мамаем, но к битве не поспел. Олег рязанский изъявил покорность Мамаю. 8 сентября произошла знаменитая битва, успеху которой способствовало преимущественно своевременное появление из засады отряда, под предводительством Волынского-Боброка (см.) и князя Владимира Андреевича (см.). Дмитрий Донской отличился не только как полководец, составив заранее план, но и показал личное мужество. Переодевание его было общим обычаем средних веков (см. Куликовская битва). Мамай погиб на обратном пути; в Орде явился Тохтамыш, ставленник Тамерлана; он пошел наказать Дмитрия (1381). Неожиданное нападение его заставило Дмитрия Донского удалиться в Кострому. Москва была взята, правда — обманом. Русь снова покорилась татарам, но народный дух уже оживился. Покоряясь татарам, Дмитрий Донской крепко держал других князей: попытку Михаила получить ярлык он отстранил в Орде, Олега смирил оружием, опустошил землю Рязанскую, новгородцев держал в повиновении. С двоюродным братом Владимиром Андреевичем Дмитрий заключил договор, которым последний признавал Василия Дмитриевича братом старейшим, Юрия — братом равным, остальных — младшими, отказываясь от своих прав на великокняжение. В последнем завещании своем (1389) Дмитрий Донской не только распоряжается наследственными владениями, но и благословляет старшего своего сына Василия великокняжением. Умер Дмитрий Донской в 1389 г. После него остались дети: Василий, Юрий, Андрей, Петр, Иван и Константин. Грозный с князьями, Дмитрий строго держал и бояр: Вельяминов, сын последнего тысяцкого, был казнен в Москве за содействие Михаилу Тверскому (см.). В этом отношении Дмитрий Донской является достойным предшественником вел. кн. Иоанна Васильевича. Потомство сохранило о нем память как о победителе татар; но его внутренняя политика замечательна, быть может, еще больше.
Источники и пособия. Летописи: Новгородская, Софийская, Воскресенская, Никоновская, Львовская, Степенная книга; Собр. гр. и дог.; «Слово о житии и преставлении вел. кн. Дмитрия Ивановича» (в Соф., Воскр., Ник., Ст. кн.); различные повести о Мамаевом нашествии (поведание в Новг. IV, Соф., Воскр., Типогр., Супр., Льв., Ст. кн.; сказание в Ник., Др. лет., Син. подр. лет., отдельно изд. Снегиревым, в «Русск. Ист. Сборн.»). Задонщина, опоэтизированное сказание, издано Срезневским в «Изв. II отд. Акад. наук», Ундольским во «Времен.» О всех сказаниях см. Тимофеева в «Ж. М. Н. Пр.» и Хрущева в «Трудах III Арх. съезда». «Сказание о нашествии Тохтамыша» (в Новг. IV, Соф., Воск., Ник.). О Димитрии вообще см. общие истории России, а также Экземплярского, «Великие и удельные князья Северной Руси» (т. I, СПб., 1889 г.) и Савельева-Ростиславича, «Дим. Иоан. Донской, первоначальник русской славы» (М., 1837 г.). Статья Костомарова о Куликовской битве (в «Месяцеслове», 1864 г.; перепечатана в «Монографиях», III) возбудила сильную полемику, в которой приняли участие Погодин (его статьи собраны в книге: «Борьба не на живот», М., 1874) и Д. В. Аверкиев (в «Эпохе»).
Нет Комментариев