Не имея никаких перспектив на вступление в Североатлантический альянс

Министерство обороны Грузии усиленно работает над тем, чтобы военные расходы страны составляли более 2% от ВВП. Об этом заявил глава грузинского военного ведомства Леван Изория на заседании комитета по обороне и безопасности Парламентской ассамблеи НАТО, которая проходит в Тбилиси.

Министр обороны Грузии сделал акцент на том, что это главное требование НАТО, забыв упомянуть, что эти пресловутые 2% — ультиматум президента США Дональда Трампа своим союзникам по Североатлантическому альянсу, к которому Грузия имеет лишь косвенное отношение, поскольку не является его членом и никогда им не станет, учитывая неурегулированные территориальные споры.

Кстати, на последнем саммите в Брюсселе Трамп так и не смог «вытрясти» из своих европейских союзников по НАТО твердое обещание о повышении военных расходов до требуемого уровня, они предложили ежегодный отчет о том, как они будут (а вернее не будут) это делать.

Стойкое желание выслужиться

Брюссель и Вашингтон регулярно после революции роз 2003 года кормят Тбилиси обещаниями принятия в альянс, используя Грузию как плацдарм для провоцирующего и беспокоящего Россию значительного военного присутствия в Кавказском регионе. Грузино-натовские учения проводятся с завидным постоянством. В 2015 году был открыт совместный тренировочный центр Грузия-НАТО.

Впрочем, чего стоят гарантии Брюсселя и Вашингтона наглядно продемонстрировала позорная война августа 2008 года, когда «союзники» дали слово президенту Михаилу Саакашвили поддержать его в южноосетинской авантюре и бросили его при появлении российских войск. Ни американцы, ни европейцы не собираются не то, что воевать, но получить хотя бы теоретический риск конфликта с Россией из-за Грузии, о местонахождении которой многие из них знать не знают.

Но, несмотря на выданный тбилисским судом ордер на арест экс-президента Саакашвили, нынешнее грузинское руководство верности НАТО не изменило и приняло на себя военно-капиталистические обязательства по поводу 2% от ВВП, хотя этого никто от него этого и не требовал. Такое вот непреодолимо стойкое желание выслужиться.

Удовлетворение требований и желаний

«Мы удовлетворяем это требование, хотя, хочу сказать, что для нас этот процентный показатель должен быть еще большим, исходя из того, что по наследству нам досталась старая советская техника, которая еще больше требует перевооружения», — заявил Леван Изория.

То есть грузины удовлетворяют некое требование, хотя им этого требования никто его не предъявлял. В 2014 году на саммите НАТО в Уэльсе Грузии был обещан значительный объем помощи в продвижении к полной интеграции в альянс, но План действий по подготовке к членству (ПДЧ), как и Украина, страна не получила. На варшавском саммите в 2016 году в ассоциированном партнерстве с НАТО Грузии было отказано. До этого Барак Обама сказал, что Грузия «не стоит на пути, ведущем в НАТО».

Ее шансы на вступление альянс оказались ниже, чем у Боснии и Герцеговины и Македонии, и были равными до недавнего времени (до прихода к власти президента Игоря Додона) призрачным шансам Молдовы, для которой, как и для Грузии, была сформирована расплывчатая программа «Инициатива возможностей обороны и безопасности».

Очевидно, что сейчас Тбилиси надеется обойти ПДЧ и присоединиться к НАТО в упрощенном порядке, используя и фактор непредсказуемого американского президента Трампа, который вдруг да оценит этот страстный призыв к коллаборационизму («сотрудничеству») с черноморского побережья Кавказа.

Заведомо проигравшие вооруженные силы

Уникальность вооруженных сил Грузии в том, что в них всего один вид войск — сухопутные войска. Нет самостоятельных военно-воздушных и военно-морских сил. В грузинских ВС 13 бригад, в том числе пять пехотных, две артиллерийских, сил специальных операций, противовоздушной обороны, авиационная и две резервных. Функции ВМС исполняет Береговая охрана, куда передали все оставшиеся в строю сторожевики и боевые катера после разгрома 2008 года.

Как честно признал господин Изория, техника сплошь советская. Танки Т-72, частично модернизированные с помощью Израиля и совсем старые Т-55АМ, находящиеся на хранении. Есть, правда, в не большом количестве псевдосовременные боевые машины пехоты «Лазика» и бронетранспортеры  «Дидигори» отечественного производства.

В противоздушной бригаде помимо советских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Бук», С-125 и «Оса» есть и пять израильских ЗРК Spider. Основа авиационной бригады штурмовики Су-25, причем еще десять таких самолетов купили в Болгарии, чтобы разбирать на запчасти. Тбилисский авиационный завод, где в советские времена Су-25 строились серийно, теперь собирает по лицензии сверхлегкие пассажирские самолеты TAMjet.

Очевидно, что нынешние грузинские лидеры трезво оценивают боевую ценность своих вооруженных сил и их возможности вести боевые действия с каким-либо противником, никакую войну с кем угодно в Грузии не планируют, понимая полную безнадежность этой затеи. Психически неуравновешенных личностей среди грузинских политиков сейчас нет, хотя антироссийский курс они держат также твердо как «поедатель галстуков».