В официально-культурных инстанциях Нижнего Новгорода торжественно объявлено о вступлении в предъюбилейный год. Через считанные месяцы родина Максима Горького отметит 150-летие родоначальника советской литературы.

Алексей Максимович Пешков (1868-1936), придумавший себе псевдоним «Горький», прожил не короткую и не долгую, но весьма насыщенную событиями жизнь. В молодости ему было суждено познать радость всероссийской известности, перешагнувшей вскоре рубежи великой империи. Эта слава оказалась, по выражению Ивана Бунина, беспримерной по незаслуженности, ибо вызвана была, как считал наш первый нобелевский лауреат по литературе, не соразмерным художественным дарованием (его как такового никто не отрицал и не отрицает), а всего лишь удивительным стечением обстоятельств.

В период яростной борьбы революционной общественности с русской исторической властью возник повышенный спрос на писателей-нигилистов. Видимо, выходец из мелкобуржуазных нижегородских кругов Алексей Пешков, заявивший о себе в 1890-е гг. странноватыми рассказами о гордых и непокорных босяках, самим своим существованием бросавших вызов «проклятому царизму», показался тогдашним законодателям литературных нравов самой подходящей кандидатурой такого рода. На него была сделана ставка, и молодой и бойкий журналист, едва попробовавший себя в изящной словесности, был стремительно поднят на такую высоту, какая не снилась иным живым или почившим в бозе классикам.

Для создания небывалого культа писателя-бунтаря, с явным намерением использовать этот культ в качестве тарана многовековых духовных, моральных, культурных и политических устоев России, были употреблены громадные ресурсы – финансовые, медийные, интеллектуальные. Над горьковским культом трудилась целая когорта литературных критиков до самых известных включительно, в дело были пущены многотиражные и щедрые на гонорары газеты и «толстые» журналы, в прославление «буревестника революции» включились крупные общественные деятели и даже политические партии. Требовалось слепить бренд, запустить в обращение моду, а та уже сделает свое дело, вовлекая в свой водоворот массу читающей публики.

Так Алексей Максимович Пешков, он же Максим Горький, стал всероссийски знаменитым писателем. Образ России – страны со «звериным бытом царизма», как выражался сам новоявленный живой классик,  с  никчемной историей, похожей на «тараканьи бега», всегда приветстввался за границей. Поэтому в 1900-е годы пьеса М. Горького «На дне» на ура шла в европейских городах и особенно в Берлине, где уже вызревали геополитические теории о расово неполноценных славянах и желательности расширения германского рейха за счет их жизненного пространства. К слову, устроителем постановок горьковских пьес в столице рейха был не кто иной, как видный социал-демократ Александр Гельфанд, более известный под псевдонимом Парвус. Пройдет с десяток лет и этот делец сделается главным финансистом «великой русской революции», выступив посредником между Вильгельмом и Лениным. Благодаря в том числе и миллионам золотых дойчмарок Парвуса и энергии (вкупе с моральной неразборчивостью) лидера большевиков Русская Армия подвергнется разложению, а кайзер избавиться от Восточного фронта и получит шанс победить Антанту на фронте Западном.

Уже в первые десятилетия горьковской славы критики, выбивавшиеся из культового тренда, заметили, что слава эта переживает фазы как бурного подъема, так и столь же стремительного спада. А колебания эти разительным образом совпадают с подъемами и спадами революционного психоза. Нарастает психоз – растет популярность писателя-нигилиста, идет спад – и популярность катится вниз. В период так называемой реакции, когда решительный штурм царского самодержавия отступил при столкновении с прозорливостью и волей премьера Петра Столыпина, учредившего на несколько месяцев военно-полевые суды для террористов, взятых с поличным с бомбой или револьвером в руках, слава Максима Горького почти сошла на нет. О том, кого еще вчера носили на руках и едва не ставили выше Пушкина и Достоевского, почти забыли. Дмитрий Философов откликнулся на сей удивительный феномен язвительной статьей «Конец Горького», напечатанной в журнале «Русская мысль». Талант Горького, писал он, проявившийся на заре его творчества, очень скоро выродился в докучливое партийное резонерство. «Социал-демократия сжевала Горького без остатка» — таков был вывод известного критика. А за выводом следовал и вердикт: Максим Горький кончился как крупный писатель. На что другой критик, Юлий Айхенвальд, откликнулся парадоксом, который, если отвлечься от чар моды на Горького и гипноза прославившей его прессы, звучит не так уж неялепо: «А Горький никогда и не начинался». Очень рекомендую перечесть статью Айхенвальда (она имеется в интернете). Более глубокого и верного анализа творчества «буревестника», пожалуй, не найти.

Но вернемся к феномену цикличности горьковской славы. В канун и в период великой (Второй отечественной) войны о Горьком мало кто вспоминает, он живет на дивиденды былой популярности. Сотрудничает с большевиками, издает пацифистский (читай: пораженческий, ибо предназначен он только русскому читателю) журнал «Летопись». Новый спрос на Горького возникнет в годы новой русской революции, расцветшей махровым цветом усилиями господ Парвуса, Вильгельма и Шиффа. В течение считанных месяцев автор романа «Мать» перебывает в стане сначала яростных критиков Ланина и Троцкого, а потом столь же ярого их апологета. В месяцы террора и голода, призванных сломить сопротивление интеллигенции, Горький включается в «культурную» работу, помогая большевикам сохранять культурные ценности (и, по уверениям современников, прибирает к рукам дорогой антиквариат). Из небытия он снова возносится к славе, правда, теперь уже совсем одиозной. Братья-писатели обвиняют его в сделке с мародерами и убийцами.

В 1920-е годы, когда после кровопролитной гражданской войны наступает затишье, М. Горький вновь выпадает из поля общественного интереса. В 1921 году он едет на Капри – официально для лечения, фактически — в полудобровольное изгнание, ибо большевикам нужны «цепные псы», а не «культурные писатели», которые могут, к примеру, похлопотать за собратьев по революции эсеров.

Забвению придет конец в эпоху «большого перелома». Это новый виток перманентной большевистской революции, период перелома крестьянского хребта. Насильственная коллективизация сопровождается массовыми репрессиями, под каток которых попадают инженеры, ученые аграрники, профессора-слависты, труженики музейного дела и краеведния, церковники, уцелевшие царские офицеры, словом, все, кто так или иначе олицетворяет прежнюю, дооктябрьскую Россию. Партии нужен авторитетный пропагандист, способный освятить своим именем и пером и насилия над мужиком, и террор, и разразившийся вследствие коллективизации небывалый по масштабам голод. Командированные на остров Капри чекисты уговаривают Алексея Максимовича вернуться на Родину, где идет грандиозная стройка социализма. В уговорах участвует будущий глава Горьковского НКВД Матвей Погребинский. И «буревестник» возвращается.

В СССР он становится кем-то вроде народного комиссара по делам литературы. Задает тон в книгоиздательстве, «толстых» журналах, воспитывает молодую литературную поросль. Горьковская слава, в одночасье вновь поднявшись из бездны, взлетает до высот, прежде недосягаемых. За эту славу и роскошную жизнь (дома, прислуга, автомобили и т.п.) писатель платит книгой-панегириком о Беломорканале, статьями вроде «Если враг не сдается, его истребляют», которые печатают синхронно «Правда» и «Известия». В 1932 году в ознаменование сорокалетней литературной деятельности в честь Горького переименовывают Нижний Новгород, основанный в 13 веке. Ну, а посмертное прославление великого пролетарского писателя принимает уже до неприличия гипертрофированные формы. В его честь называют, а чаще переименовывают бесчисленные улицы, площади, библиотеки, институты, заводы, пароходы, железные дороги, открывают музеи. Печатаются громадными тиражами собрания сочинений. В школах обязательно изучают «Мать» и другие горьковские шедевры. Возникает многотысячная корпорация горьковедов. Пушкин, Толстой, Достоевский отдыхают.

Эта казенная слава живет и цветет до тех пор, пока ее культивируют. В конце 1980-х годов начинается эпоха гласности. На жителя СССР обрушивается поток запрещенных и засекреченных ранее книг и статей. Открываются архивы и неизвестные исторические факты. Разрешается инакомыслие. Появляются и первые статьи и даже книги с нелицеприятными характеристиками и оценками М. Горького. Теперь можно свободно прочесть статьи и Бунина, и Куприна, и Айхенвальда, и Философова. Закон маятника. По инерции его все еще преподают в школах. Но читательский интерес к горьковским поэмам, рассказам, пьесам стремится к нулю. В 1989 году профиль «буревестника» убирают с обложки журнала «Наш современник», год спустя — «Литературной газеты».

Но те, кто наивно полагал, что наступил «последний конец Горького», спешат с выводами, явно недооценивая мощь и влияние сил, заинтересованных в поддержании, пусть и с помощью капельницы, престижа и популярности автора «Песни о соколе». Сил этих три: корпорация горьковедов — имя ей легион, «традиция КГБ» и коммунистическая партия. (К трем названным факторам можно добавить еще и национальный, но из соображений толерантности и самосохранения автор выносит его за скобки).

Одним из заповедников консервации культа М. Горького по понятным причинам остается Нижний Новгород. Здесь писатель родился, прожил детство и юность, в начале 1900-х гг. некоторое время работал в редакции газеты «Нижегородский листок», а уже в пору своей великой славы, до-  и особенно послеоктябрьской, изредка наведывался. В честь Горького только в областном центре названы две улицы, площадь, педагогический институт, драмтеатр, стекольный завод, ряд библиотек, воздвигнуто несколько памятников и многое другое. С 1932 по 1990 г. назыаался Горьким и сам город-миллионник. В нем и сегодня есть несколько музеев М. Горького.  Регулярно проводятся «Горьковские чтения» с созывом горьковедов со всей планеты (за рубежом профессия по-прежнему востребована, видимо, это разновидность советологов).

В качестве примера того, какие усилия прилагаются, чтобы искусственно поддерживать на лету еле живого «буревестника», приведем короткий рассказ о недавнем визите в Нижний Новгород известного столичного писателя и главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова. Поводом для визита стало вступление страны в предъюбилейный год: в 2018 году, как сказано выше, будет отмечаться 150-летие М. Горького. Нижегородское горьковедение готовится встретить его во всеоружии. Понимая, что книги «родоначальника» не читаются, и в библиотеках его спрашивают разве что по заданию учителя, корпорация стремится поддержать этот давно угасший интерес всеми правдами и неправдами. Один из отточенных в последние десять-пятнадцать лет приемов – привлечение к горькофильской рекламе высоких начальников и знаменитостей. Время от времени в местных газетах появляются статьи за подписью, например, губернатора, с воздаянием великому писателю-земляку высоких почестей. В преддверии полуторавекового юбилея организована акция «Читаем Горького», в рамках которой Валерий Шанцев читает отрывки из романа «Мать» (если ошибся, поправьте) на местном ТВ.

В этот же ряд, вероятно, следует поставить и приезд главреда «Литературки» Юрия Полякова. Пригласил его «Нижегородский литературный музей А.М. Горького». Формальный повод – открытие конкурса СМИ, посвященного творчеству писателя-юбиляра и воспитанию молодежи «на наследии русской классики». Фактически же, Полякова позвали, чтобы его авторитет и популярность сыграли роль живой воды, призванной оживить вконец увядшую славу «великого пролетарского». Благодаря поддержке именитого писателя ушлые горьковеды намерены раздвинуть локальные рамки журналистского конкурса и раскрутить его до всероссийского масштаба.

Поприветствовав Юрия Михаловича, директор музея попросила его дать конкурсу старт. «В колокола что ли бить?» — пошутил столичный гость, но старт — с несколько, как показалось, натянутым пафосом — был дан. На этом, если не считать нескольких дежурных фраз про «мировое значение» Горького, его величие как драматурга и неизбывную любовь к нему, горьковская тема в программе встречи была исчерпана. Гость явно спешил перейти к рассказу о своем творчестве, и показалось, что присутствующие были ему за это благодарны: почти ни одного вопроса о Горьком в дальнейшем не прозвучало.
Встреча же перешла из узкого русла казенного мероприятия в широкое пространство живого общения с интереснейшим человеком.

Не пожалел о затраченном времени и автор этих строк. Юрий Михайлович был словоохотлив, искренен, занимателен. Обладая недюжинным талантом рассказчика и развитым чувством юмора, он мог рассказывать о себе и том, что его волнует, увлекательно и интригующе. Вопросов было много, и из ответов аудитория узнала много нового. Лидера местной писательской организации Валерия Сдобнякова, естественно, интересовала ситуация в их творческом союзе. Подвергнув критическому разбору полетов его московское руководство, гость обрисовал перспективы создания нового союза писателей, который, мол, не только сможет решать вопросы книгоиздания, но и быть профсоюзом литераторов, помогая им, как и было раньше, в обустройстве быта. На вопрос Валерия Сдобнякова, почему государство поддерживает антипартиотических писателей и отказывает в такой поддержке государственникам, ответ был такой: это так, но это ошибка кремля, ибо когда настанет час «Х», правительство сможет опереться только на пустоту.

Хитросплетениям раздоров и борьбы в кругах современной творческой элиты страны была посвящена немалая часть монологов и диалогов под крышей музея М. Горького. В промежутках рассказчик искусно вставлял пассажи про постановки своих пьес и свои разговоры с Владимиром Путиным. К теме Горького вернулся еще раз, рассказав о том, как его предшественник по «Литгазете», пламенный перестройщик Федор Бурлацкий убрал профиль «буревестника» из логотипа газеты, а он, Поляков, с 2001 по 2004 г. добивался его возвращения и добился-таки (таким был его выбор подарка к пятидесятилетию).

В нападках на М. Горького московский гость, явно лукавя, винит исключительно «либералов». Уж кому, как не Юрию Михайловичу, знать, что не жаловали кумира горьковедов не одни безродные космополиты. Скажем, Станислава Куняева , главного редактора «Нашего современника», убравшего лик Горького с обложки журнала еще в 1989 году, трудно заподозрить в либерализме. С другой стороны, целый ряд таких либералов и даже деятелей белоленточного Майдана, как Басинский и Быков, посвятили автору «Песни о буревестнике» вполне комплиментарные книги.

В целом рассуждения Юрия Полякова о «либерально-оппозиционной» культурной общественности, которая не любит страну, не хочет в ней жить, борется с властью, но смогла занять выгодные места у распределения казенных субсидий и премий, вступали в диссонанс со славословиями редактора «Литгазеты» в адрес Максима Горького. Уж если быть государственником, то во всем и по отношении ко всем. Без двойных стандартов. Но в отношении к М. Горькому критерий не действовал. Словно и не было у «буревестника» ни его нигилизма в описании страны и народа, за что многие современники называли его русофобом пуще маркиза де Кюстина. Словно не жил он подолгу за границей, предпочитая родине Капри, как какой-нибудь космополит Довлатов – Брайтон Бич. Словно не боролся Горький с законной властью, хотя при ней достиг и славы и богатства. В конце концов, и Солженицын, и  Акунин и прочие квартиру для оружия террористам не предоставляли, как это в 1905 году делал Горький, отказать в займах для развития экономики России чужие правительства не призывали, в годы войны за поражение своей армии не агитировали. Признаюсь: не люблю ни Бродского, ни Довлатова, ни тем более, Быкова с Улицкой. Но не люблю и двойных стандартов.

До большого юбилея Максима Горького осталось меньше года. То рвение, с каким в самых верхах берутся за его празднование, и разочаровывает и пугает. Разочаровывает тем, что те, кто сегодня определяет политику, включая и культурную, моей страны , вновь, как и в приснопамятные времена, ставят целесообразность выше правды и справедливости. Разве не соображениями какой-то ложной понятой целесообразности можно объяснить и академический бренд «великая русская революция» (которая на деле была национальной катастрофой), и вот этот вот всероссийский конкурс СМИ, в который Юрий Поляков пригрозил вовлечь и Минкульт (чтобы ставили горьковские пьесы), и Союз журналистов, и еще Бог знает, кого. Пугает же близящийся юбилей тем, что в поистине сталинском рвении по возвеличиванию М. Горького наши чиновники (от власти и литературы) готовы превзойти даже вождя народов. Как пример приведу идею переименовать нижегородский аэропорт «Стригино» в «Аэропорт Горький», обсуждавшуюся не так давно в областном юбилейном оргкомитете. Все это и многое другое, о чем мы, вероятно, будем поэтапно узнавать по мере поступательного движения к сакральной дате 28.03.2018, вступает в резкий диссонанс с отсутствием читательского интереса к творчеству непотопляемого классика. Для массового читателя конец Горького давно наступил, и, похоже, это конец последний. Почившего в бозе можно, конечно, забальзамировать и поместить в пуленепробиваемый саркофаг. Но не думаю, что это прибавит ему народной любви.

Станислав Смирнов.