Родриго Дутерте оказал России доверие и дал вместе с Владимиром Путиным старт расширению взаимовыгодного сотрудничества

Президент Филиппин Родриго Дутерте является, безусловно, самым экстраординарным лидером в мире и полной противоположностью того, что этот мир думает о филиппинцах, которые обычно ассоциируются с мягкими, симпатичными, покладистыми, ни на что не претендующими людьми. Их национальный лидер совершенно другой — харизматический, жесткий, ершистый, парадоксальный, предельно откровенный и сверхамбициозный, полностью преданный своему народу, стремящийся искоренить остатки вассального статуса своей страны, ликвидировать наркотическую и исламистскую угрозы для ее будущего.

И вот этот политик, наконец, приехал в Москву, куда его пригласил в прошлом году на саммите АТЭС в Лиме (Перу) президент России Владимир Путин, хотя он мог бы направиться в Пекин или, например, в Вашингтон, куда Дутерте приглашал президент Дональд Трамп в любое удобное для того время. Уж не так много в мире политиков, кто получил от нынешнего хозяина Белого дома такое приглашение.

Понятно, что московский визит Дутерте по определению не мог быть обычным и должен был обязательно оказаться особенным. Так и произошло.

Дутерте сломал график Путину

Визит филиппинского лидера продлился всего один день вместо нескольких. Из-за резкого обострения ситуации в сфере безопасности на юге его страны, где было введено военное положение, он был вынужден покинуть Москву до подписания подготовленных дипломатами обеих стран соглашений, призванных активизировать двусторонние отношения в различных областях. Переговоры лидеров двух стран также были перенесены с 25 мая и состоялись в Кремле поздно вечером во вторник, 23 мая. Сломав свой график, Путин специально прилетел для этого из Краснодара в Москву.

С российской стороны в переговорах также участвовали — и продолжают участвовать — глава МИД Сергей Лавров, помощник президента Юрий Ушаков, министр экономического развития Максим Орешкин. С филиппинской — министр иностранных дел Алан Питер Кайетано, министр обороны Дельфин Лоренсана, специальный помощник президента Кристофер Лоуренс Го.

Путин был добр к Дутерте

«Я и мои коллеги с полным пониманием относимся к тому, что Вы вынуждены вернуться срочно на родину», — сказал российский лидер, начиная беседу с Дутерте, которая в присутствии прессы продолжалась всего 10 минут.

«Я сегодня работал вне Москвы, в одном из регионов России, но, конечно, не мог не воспользоваться Вашим приездом для того, чтобы с Вами лично увидеться и поблагодарить за то, что Вы приняли наше приглашение и приехали в Россию. Надеюсь, мы воспользуемся этими немногими минутами до Вашего отъезда, чтобы лично поговорить о двусторонних отношениях и о положении в регионе», — добавил глава российского государства.

Напомнив, что в 2016 году исполнилось 40 лет с момента установления между обеими странами дипломатических отношений, Путин отметил, что, «конечно, у нас пока не очень большой уровень товарооборота, но в начале этого года он начал восстанавливаться, вырос сразу на 25%».

В.Путин
Президент России Владимир Путин: У Москвы и Манилы есть «много интересных, перспективных направлений» сотрудничества. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Президент России подчеркнул, что у Москвы и Манилы есть «много интересных, перспективных направлений (сотрудничества — прим.Царьграда), включая энергетическое машиностроение, транспортную инфраструктуру», а также в сфере «военно-технического взаимодействия».

«Мы с Вами знаем, что наши сотрудники и коллеги хорошо поработали и подготовили целый пакет документов. Ваши министры здесь остаются и завтра этот пакет документов, который направлен на развитие наших двусторонних связей, будет подписан», — сказал глава российского государства.

Первым взял слово Дутерте

Любопытно, что вопреки правилам протокола первым взял слово Дутерте. Говоря по-английски, он извинился перед Путиным за то, что вынужден резко сократить время пребывания в Москве и вернуться на родину из-за начавшихся боевых действий филиппинской армии против отрядов ИГИЛ (запрещено в России) в южной провинции Минданао.

По его словам, «подразделение ИГИЛ заняло провинцию, и там по-прежнему сейчас идут боевые действия, столкновения», «погибли люди». Дутерте указал в этой связи, что рассчитывает на поддержку России как «надежного партнера» в обеспечении его страны современным оружием.

Остановившись на этой теме, президент Филиппин отметил, что Манила «нуждается в современных образцах вооружений — у нас были заказы в Соединенных Штатах, но сейчас ситуация там не очень гладкая и для того, чтобы сражаться с ИГИЛ, с их подразделениями и группировками, нам нужно современное оружие».

Президент Филиппин Родриго Дутерте во время встречи президе
Президент Филиппин Родриго Дутерте: «Я приехал, чтобы заручиться Вашей поддержкой и подтвердить нашу дружбу». Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

«Я приехал, чтобы заручиться Вашей поддержкой и подтвердить нашу дружбу», — подчеркнул президент Филиппин. Он поблагодарил Путина за приглашение посетить Москву с визитом, подчеркнув: «Мы считаем Россию нашим близким другом». Перед отлетом в Москву, Дутерте заявил, что в ходе предстоящих переговоров основное внимание будет уделено вопросам безопасности и обороны, «установлению баланса в торговых отношениях между двумя нашими государствами и соглашению в сфере сельского хозяйства».

Новая веха в развитии двусторонних отношений

Посмотрим, какие конкретно соглашения будут подписаны сегодня в Москве, но уже сейчас очевидно, что блиц-визит Дутерте в Москву стал новой вехой в развитии российско-филиппинских отношений. В прошлом году «на полях» саммита АТЭС, по словам филиппинского президента, он обсуждал с Путиным «пути активизации и расширения экономического взаимодействия двух стран», инвестиционного сотрудничества, пути взаимодействия в политической и оборонной сферах. И вот сделан новый шаг.

Как на это посмотрят в Вашингтоне?

Подводя предварительные итоги блиц-визита Дутерте в Москву, можно не сомневаться, что сотрудничество в оборонной сфере в свете стоящих перед Филиппинами угроз будет развиваться, и это вряд ли вызовет восторг в Вашингтоне. Да, Дутерте приветствовал победу Трампа на выборах в США, предшественника которого он публично называл «сукиным сыном». Он даже назвал как-то себя «маленькой молекулой на этой планете» по сравнению с новым американским лидером. Трамп, кстати, не остался в долгу. Он похвалил, в частности, «невероятную работу, касающуюся проблемы наркотиков», которую осуществляет Дутерте, выразив даже «полное понимание» того, что это приходится делать крайне жесткими методами (филиппинский лидер не скрывает, что лично убивал наркоторговцев во имя будущего своего народа).

Все это так. Возможно, лично Дутерте и Трамп вполне симпатизируют друг другу. Но у филиппинского лидера хватило проницательности для того, чтобы понять, что Трамп — это еще не вся Америка. Что его власть в США непрочна, тогда как сторонники нынешнего американского президента из числа военных (других у него в истеблишменте почти нет) по-прежнему рассматривают его страну как полуколонию США, где они вправе делать все, что им заблагорассудится. А для противников Трампа из числа демократов и глобалистов, которыми пронизан американский истеблишмент, президент Филиппин вообще нерукопожатен. Он воспринимается ими как опасный сумасшедший, от которого нужно поскорее избавиться. Поэтому-то Дутерте и поехал в Россию. И наверняка поедет в Китай.

Но почему же так быстро?

И последнее, хотя это только предположение. Стремительный отъезд Дутерте из России, возможно, связан не только с всплеском активности террористов на Минданао, где они действуют уже давно. Ничего принципиально нового там не произошло. Президент Филиппин неоднократно заявлял — он не сразу воспользуется приглашением Путина посетить Москву, потому что «не переносит холод», и поэтому приедет в апреле или мае. Похоже, он не рассчитал, что конец мая в России может напоминать зиму. Он просто замерз и улетел в свои теплые края, повидавшись с Путиным и оставив в Москве министров, которым доверяет, завершить все дела.