От бывшего учреждения СС «Киндер КЦ» в польском городе Лодзь мало что сохранилось.

 

Сотрудник музея на железнодорожной станции Радегаст показывает на стендах чёрно-белые фотографии детей:

«Их привозили отовсюду. Со всех городов Польши, из Чехословакии, Югославии, Советского Союза. В среднем, в возрасте от года до четырнадцати лет. И сирот, и тех, кого силой отобрали у родителей, и из семей казнённых партизан и подпольщиков. Ребёнок «арийской внешности» (с голубыми глазами, и светлыми волосами) подвергался «проверке»: ему измеряли череп, в случае соответствия «расе господ» увозили на усыновление в немецкую семью. Еврейских детей ждал изнурительный труд на фабрике по производству снарядов, а при полном измождении – отправка в газовые камеры. В среднем, лагерь был рассчитан на 10 000 малышей».

За стеклом – лоскутки материи, пуговицы, старый, шитый-перешитый матерчатый медвежонок: игрушки юных узников «Киндер КЦ». В Лодзи до сих пор стоит большое старое здание из красного кирпича, и старожилы помнят, как во время нацистской оккупации по ночам оттуда неслись страшные крики и плач. Там располагался медицинский центр СС – у польских и советских детей откачивали кровь для переливания раненым на Восточном фронте солдатам вермахта. Трупики сотнями зарывали во дворе.

…- Я попал в «Киндер КЦ» в возрасте трёх лет, и поэтому помню всё очень плохо, — рассказывает гражданин ФРГ Фолькер Хайнеке, в детстве – житель Крыма Саша Литов, перемещённый в Лодзь в 1943 году. – Но в памяти осталось, как нам измеряли черепа, рыдания детей, не прошедших «арийскую проверку» — они бесследно исчезали, и больше мы их не видели. У меня долго и сильно болел глаз: уже после усыновления немецкой семьёй в Гамбурге я прошёл врачебный осмотр, и доктора установили — это следствие сильного удара кулаком. В «Киндер КЦ» малышей били смертным боем за одно лишь слово, сказанное на родном языке – мы должны были общаться только по-немецки. Только в 18 лет мне открыли тайну усыновления: я узнал, что русский, и родился в СССР.

…На станции Радегаст стоят старые вагоны с колючей проволокой: в этих «гробах» детей перевозили в концлагеря по всей Европе. Набивали внутрь больше сотни человек, иногда в пути по причине тесноты погибала треть крохотных пленников. В еврейском гетто Лодзи (около 200 тысяч населения) во время страшных холодов не было отопления и дров, любой воды (люди рыли колодцы) – за первую зиму умерли тысячи, но детей старались согревать своими телами, отдавали им последний кусочек хлеба. Именно поэтому нацисты 4 сентября 1942 года забрали 20 000 малышей (всех до одного) у родителей гетто. Большинство отправили в Освенцим, некоторых оставили в «Киндер КЦ» — сутками вкалывать на соседних оружейных фабриках: как считали «бизнесмены» из СС, детские ручки лучше всего вытачивают детали для орудий. Неподалёку от Лодзи (в деревне Дзерзозна) в качестве отделения «Киндер КЦ» построили отдельный лагерь для польских девочек (дочерей выселенных поляков и партизан) – от 8 до 16 лет. 1 600 заключённых в ускоренном темпе обучали сельскохозяйственным работам, чтобы затем массово направлять в Германию для рабского труда на полях местных фермеров.

Охрану осуществляли женские вспомогательные подразделения СС, изощрявшиеся в жестокости. «Известен случай, когда надзирательница Сидомия Байер до смерти запорола розгами перед другими детьми 13-летнюю Урсулу Качмарек, — рассказывает сотрудник музея. – У нас даже нет полных данных, сколько маленьких девочек погибло в этом аду». 84-летняя чешская пенсионерка Мария Долежалова-Шупикова в разговоре со мной вспоминала – после сожжения в 1942 году её родной деревни Лидице 23 ребёнка оттуда отвезли в лагерь Лодзи. «Даже бараков не было, спали на голой земле, в лохмотьях и вшах. С нами был один двухнедельный младенец, и годовалые малыши – я раньше не могла себе представить, что в таком возрасте могут поместить в настоящую тюрьму».

…- «Киндер КЦ» широко использовался как «фильтрационный пункт» для сети приютов СС «Лебенсборн», — сообщает независимый польский публицист Михаил Грацкий. – Замысел нацистов состоял в том, чтобы оторвать младенцев из оккупированных государств (в первую очередь – Польши и СССР) от родителей, и вырастить в немецких семьях «истинных арийцев», фанатиков национал-социализма, считающих – их мать Германия, а отец – Адольф Гитлер. Каждого «отбракованного» ребёнка потом отправляли на тяжёлые работы, либо на медицинские эксперименты СС в Освенцим и Бухенвальд. Только четверть (!) детей из проекта «Лебенсборн» смогли вернуться назад к родным и близким: найти остальных не вышло…их документы были уничтожены.

…Неподалёку от станции Радегаст стоит памятник маленьким заключённым – расколотое пополам каменное сердце: в трещину зарылась головой фигурка обнажённого худенького мальчика. У монумента пара погасших свечей в стеклянных подставках, увядшие цветы. Рядом забор из белых каменных стелл – по числу концлагерей СС в Польше.

Предположительно, через «Киндер КЦ» в стенах лодзинского гетто прошли 200 000 юных поляков, 50 000 детей из СССР, тысячи малышей из Чехословакии и Югославии. Десятки тысяч еврейских детей отправлялись отсюда на смерть в Майданек, Треблинку, Берген-Бельзен, Штуттгоф и другие концлагеря, многие погибли здесь же от голода, и замёрзли насмерть зимой. От Радегаста отходит специально построенный как часть музея бетонный туннель, внутри выбиты огромные цифры – с 1939 по 1945, время нацистской оккупации Польши. Ты шагаешь внутри, и при подходе каждый «год» автоматически вспыхивает мягким светом, освещая короткий рассказ о жизни людей за колючей проволокой.

Красная Армия вошла в Лодзь 19 января 1945 года, освободив в еврейском гетто 900 заключённых – взрослых и детей. Всему миру известно имя Оскара Шиндлера – немецкого промышленника, сумевшего спасти на своей фабрике в Польше 1 200 евреев. Да, слава ему – тем не менее, стоит отметить: никто на Западе (да и у нас тоже) не знает имена советских солдат, оплативших своими жизнями спасение маленьких обитателей «Киндер КЦ» в Лодзи. Будьте уверены — про них никогда фильм в Голливуде не снимут.

George Zotov

Метки по теме: