Консервативная «Русская Германия», подстегиваемая страхами перед нелегальной миграцией и ультралиберализмом, ринулась в политику, и ведущие партии ФРГ вынуждены это учитывать

Канцлер Германии Ангела Меркель впервые провела в Берлине в своей резиденции встречу с представителями российских немцев, которая носила закрытый характер. Как говорится в официальном заявлении, разговор, состоявшийся в Ведомстве федерального канцлера, «затронул актуальные темы настоящего времени».

«Это был по-настоящему хороший, открытый разговор», — отметил в эксклюзивном интервью «Немецкой волне» (DW) один из участников встречи с Меркель, депутат бундестага Хайнрих Цертик. По словам этого пока единственного представителя российских немцев в парламенте страны, это мероприятие стало первым шагом в налаживании постоянного контакта между российскими немцами и канцлером ФРГ.

«Речь не шла конкретно о предстоящих выборах. Речь шла о том, чтобы начать наводить мосты, и мы этого добились», — отметил политик, представляющий партию Меркель — Христианско-социальный союз (ХДС). Он рассказал, что канцлер ФРГ общалась со своими гостями целый час. Были затронуты очень многие темы, в том числе вопросы национальной идентичности, религии, воздействия на диаспору российских СМИ, проблемах малого и среднего бизнеса.

Никогда в прошлом

Как указал в этой связи официальный представитель кабинета министров ФРГ Штеффен Зайберт, «на уровне канцлера такие встречи в прошедшие годы не проводились». Он напомнил, что речь идет о представителях «значимой группы населения Германии», составляющей 2,4 миллиона имеющих право голосовать на выборах человек, с которыми нужно «говорить обо всем, что может их интересовать».

Зайберт
Официальный представитель кабмина ФРГ Штеффен Зайберт: «На уровне канцлера такие встречи в прошедшие годы не проводились». Фото: Kay Nietfeld/DPA/TASS

По данным немецкой печати, Меркель обсудила со своими гостями старую историю со скандалом вокруг девочки Лизы Ф. из проживающей в Берлине семьи российских немцев, которая в 2016 году то ли подверглась, то ли не подверглась сексуальному насилию со стороны группы мигрантов.

И снова о Лизе Ф.

Эта темная история взбудоражила русскоязычную диаспору в ФРГ, где такого рода случаи после массового пришествия мигрантов стали достаточно распространенными. После протестов и демонстраций в районе компактного проживания русскоговорящих в Берлине эта история попала на страницы немецких и иностранных средств массовой информации, за нее как за «вирусняк» ухватились телеканалы. Власти ФРГ, где предпочитают, когда это возможно, замалчивать совершаемые мигрантами правонарушения, чтобы не возбуждать против них общество, с самого начала отрицали, что изнасилование Лизы имело место. Немецкие власти быстро обвинили Москву в манипулировании общественным мнением ФРГ, представив «дело Лизы» как творение «российской пропаганды», причем совершенно недопустимое.

На это в Москве на правительственном уровне ответили, что никаких «подковерных планов» дестабилизировать таким образом Германию у России не было и нет, что немцы должны самым тщательным образом расследовать этот инцидент, протесты против которого были ничем иным, как естественной человеческой реакцией, лишенной какого-либо политического подтекста, и в этом нет никакой «руки Москвы»…

С прицелом на выборы

Встреча Меркель с российскими немцами произошла в тот момент, когда до выборов в бундестаг остается всего четыре месяца. И она была ожидаемой: пробудившиеся к политической активности русскоязычные граждане ФРГ, представленные в основном так называемыми поздними переселенцами (российскими немцами) и русскоговорящими евреями, это сила, которую уже нельзя игнорировать.

Почему русскоязычные ринулись в политику?

Судя по региональным выборам, состоявшимся в ряде немецких земель, русскоязычные, будь то «поздние переселенцы» или российские евреи, буквально ринулись в политику. Дело в том, что они по-прежнему смотрят на жизнь в Германии несколько со стороны, в меньшей степени подвержены внутренней немецкой пропаганде и поэтому лучше «немецких немцев» видят угрозы, которые нависли над их новой родиной. Они стали бояться за будущее своих детей. Их возмущает социальное иждивенство новых «беженцев», их презрение к немецкой и вообще к европейской культуре, наглое поведение. А также табу на критику того, что они видят, под предлогом «политкорректности», «секспросвет» в школах и кое-что еще. Им очень не хочется в какой-то момент снова начать собирать чемоданы, хотя некоторые из них уже это сделали и вернулись в Россию. Кое-кому даже кажется, что власти Германии больше рады новым «беженцам», чем без всякой вины пострадавшим из-за нее в прошлом «поздним переселенцам». Одних пустили в страну без всяких документов и тем более — знания языка, а у других до сих пор не признают дипломы об окончании в бывшем СССР институтов, вынуждая соглашаться на работу с низким социальным статусом.

На прошлых выборах российские немцы поддерживали в основном ХДС. Причем во многом благодаря экс-канцлеру Гельмуту Колю, который открыл дорогу переселению нескольких миллионов немцев и их потомков на историческую родину, предоставил «поздним переселенцам» завидные, но потом урезанные социальные блага. Однако накопившееся за последние годы у многих российских немцев разочарование в связи с неизбежными трудностями интеграции в ставшей для них после столетий отсутствия в Германии инокультурной среде, перерождение ХДС из условно христианской в либеральную партию, миграционное цунами из стран Азии и Африки последних лет привело к тому, что они стали в массовом порядке отворачиваться от партии Меркель. А ведь в их семьях рождаются дети, много детей, которые являются уже немцами и будут во многом определять завтрашний день переживающей острый демографический кризис страны, в то время как поколения перелившихся в Германию арабов и турок воспроизводят в основном самих себя.

За кого будут голосовать российские немцы и евреи?

Дело в том, что российские немцы — крайне консервативны, они быстро раскусили новых «беженцев» как «искателей наживы». И они больше других немцев страдают от творимых теми безобразий. И еще — опасаются конкуренции за доступ к социальным благам, рабочие места (хотя новые мигранты и не особенно стремятся трудиться, но о них ведь судят по себе), поскольку оказались с вновь прибывшими фактически в одной нише. А то и на одной лестничной площадке.

В результате российские немцы, как, впрочем, и значительная часть российских евреев (из бывшего СССР в ФРГ перебралось свыше 200 тысяч евреев) с немецкими паспортами, несмотря на то, что общинное руководство последних категорически против этого, стали голосовать на выборах за правую партию «Альтернатива для Германии» (АдГ). У российских евреев, которые обычно называют себя в ФРГ русскими и гордятся русским языком, для этого есть еще и дополнительный стимул, так как от «беженцев» из мусульманских стран им достается больше, чем российским немцам, с которыми те не любят связываться, зная, что могут нарваться на адекватный ответ.

Правильные выводы

Все это хорошо известно в Германии, хотя и редко публично признается. Но выводы из этого немецкие политические партии сделали, наконец, правильные. Они стали печатать информационные материалы на русском языке, включили в свои предвыборные списки русскоязычных кандидатов, приглашают их на ток-шоу. Потому что стали понимать, что отсутствие политического веса у столь большой по численности электоральной группы — дело временное. И тот, кто подсуетится сейчас, соберет хороший урожай. Это отлично понимают и христианские демократы, и социал-демократы, и «альтернативщики».

Последние находятся в более выгодной ситуации — у них ничем не связаны руки, и поэтому они представляются русскоязычным в настоящее время наиболее привлекательными. И это далеко не единственная причина.

АдГ
В АдГ констатируют: Люди, прибывшие в ФРГ из постсоветского пространства, разделяют идеалы партии — патриотизм, традиционные семейные ценности. Фото: Rolf Vennenbernd/DPA/TASS

«Люди, которые прибыли из постсоветского пространства, несут те идеалы — патриотизм, традиционные семейные ценности, — которые в нашей программе отражены», — заявил на состоявшемся в Кельне 6 мая мероприятии Союза русскоязычных родителей в Германии (BVRE) активист АдГ Евгений Шмидт. Он указал, что русскоязычные в Германии, прежде всего, не приемлют мультикультурализм и раннее сексуальное просвещение в немецких школах. Мог бы добавить еще, что и политкорректность, так как привыкли все называть своими именами. Неудивительно, что треть сторонников АдГ — русскоговорящие граждане ФРГ. Эту ситуацию и хочет изменить Ангела Меркель.

Думы о будущем

За предстоящие выборы в бундестаг после победы ХДС на выборах в трех федеральных землях подряд канцлер ФРГ уже не переживает, знает, что выиграет. Она озабочена будущим. Вышеперечисленные проблемы, которые беспокоят русскоязычных в Германии, не решены и не могут быть решены ее нынешним истеблишментом. Властям лишь удалось сделать вид, что они решаются и через некоторое время потеряют остроту, убедить немцев дать им шанс выполнить это. Когда всем станет ясно, что этого не произойдет, именно русскоязычные в Германии могут стать той силой, вокруг которой объединятся все разочарованные нынешней властью. Не дать этому произойти, попытаться привлечь русскоязычных на свою сторону какими-то конкретными обещаниями и посулами — вот в чем, видимо, и стоит смысл происшедшего в ведомстве федерального канцлера мероприятия.

Есть у этого события и еще одно значение: немецкая власть, наконец, признала русскоязычных в Германии, ранее сторонившихся политики, как достойную своего внимания политическую силу.