Полстолетия назад в СССР был разгромлен Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН) за «крамольные» идеи возвращения нашей державы к основам православной цивилизации в сочетании с принципами социальной справедливости

Самое справедливое государство рабочих и крестьян, едва вернувшее жителям нищих деревень право иметь паспорта и свободно передвигаться по стране, расстрелявшее трудящихся Новочеркасска, возмутившихся одновременно повышением цен и понижением зарплат, закрывшее и отдавшее половину православных храмов под склады и клубы (из четырнадцати тысяч осталось только семь), карало за одну только попытку думать о справедливости, верить в Бога, и пытаться воплотить эти принципы в государственном устройстве. Впрочем, члены Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа (ВСХСОН) понимали, с кем им предстоит бороться, и не строили ни малейших иллюзий на сей счет.

Потому-то структура этой организации, созданной молодыми мыслителями, интеллигенцией в хорошем понимании этого слова, потому что в первую очередь она русская, имела схожесть с военной. Жесточайшая конспирация, четкая структура, скрупулезная проверка каждого кандидата в члены — все было тщательно отработано и продумано. Но все это не смогло конкурировать с системой, которая формировала себя на протяжении всего девятнадцатого столетия в ссылках и бомбометаниях, матерела в реках крови гражданской войны, и приобрела монолитность в годы сталинских ГУЛАГов.

А потому через три года существования были предсказуемые аресты, допросы, суд. Когда в зал суда вводили лидеров организации, ее рядовые члены приветствовали их стоя, что не на шутку злило статистов спектакля под названием «советское правосудие», где все уже было решено заранее. Двадцать лет лагерей и ссылки, двенадцать лет лагерей, восемь лет лагерей. Безжалостное, без права на обжалование. И подсудимые не питали надежд на то, что к ним проявят милосердие — такой ненужный и излишне сентиментальный принцип был неведом системе социалистической законности, заточенной на обвинительный уклон. Система сделала все, чтобы смутьяны, дерзнувшие исповедовать Христа и пожелавшие призвать к этому все государство, отсидели сроки от звонка до звонка. Но они вышли, живые, не изменившие идеалам, и мало того — не опустившиеся по социальной лестнице, вопреки тому, что им и после активно мешали жить и работать. Игорь Огурцов, Евгений Вагин, Михаил Садо, Борис Аверичкин — имена, словно высеченные в камне на скрижалях российской истории. И это только создатели, генерировавшие идеи, всего по делу ВСХСОН было посажено семнадцать человек, около сотни подверглись разного рода репрессиям.

«Когда много лет назад в Москве впервые стали разносится слухи о социал-христианском союзе освобождения народа, они казались невероятными, чем-то из разряда чудес, — вспоминала на вечере памяти этой организации Наталья Солженицына, вдова великого русского писателя и мыслителя. — Впоследствии искры от этой легенды касались меня много раз. Начиная с писем нашего друга Алика Гинзбурга из семнадцатой зоны, где некоторые члены союза сидели вместе с ним. И тайной переправки на Запад портретов политзаключенных, среди которых был и портрет участника этой организации Славы Платонова. Я вспоминаю нашу «прокаженную» квартиру в Москве, куда далеко не все осмеливались приходить, где накануне моего с детьми отъезда, вслед за высланным из страны Александром Исаевичем, появился Леня Бородин, не так давно освободившийся после первого срока. Он пришел, чтобы попрощаться и передать поддержку от политзеков. Хорошо известно, как сердечно любил его Александр Исаевич и как писателя, и как человека, как высоко ценил он Игоря Огурцова, его дело, его стойкость. И, кстати, когда эти люди были еще школьниками начальных классов в 1946 году, Солженицын, уже сидя в лагере, написал воспоминания о тюрьме, где он находился в окружении фронтовой молодежи, которая после войны оказалась там за вольнолюбие. А спустя двадцать лет эти строки можно было применить и к ВСХСОНовцам. Мы ждали эту молодежь, жили с надеждой на ее появление и надеждой на появление нового подобного поколения продолжаем жить сегодня».

Действительно, права вдова писателя — полвека спустя герои того времени уже немолоды. А их дело пытаются предать забвению. Про них мало говорит пресса, ничего не сообщают школьные учебники, мало того, они до сих пор не реабилитированы вроде бы уже не далеко не советской Россией. Но почему? Что такого сказали и сделали русские социал-христиане, за что их и их дело и по сей день окружают плотной завесой молчания и изоляции?

Да, в принципе, ничего ужасного. Они просто предложили России идти не по пути построения химеры коммунизма. И не бежать за Западом в попытке построить у себя рыночно-спекулятивный капитализм. Нет, идея ВСХСОН заключалась в христианизации политики, христианизации экономики и христианизации культуры. Еще довольно молодые в те годы интеллектуалы не затачивали себя исключительно на критике правящего режима, они разработали собственную программу управления страной, сочетавшую в себе как элементы традиционного русского политического уклада, так и механизмы государства социальной справедливости.

Но, как известно, «новая Россия», ведомая вчерашними комсомольскими вожаками, предпочла бежать за миражами западных либеральных ценностей. Благодаря чему, спустя два десятка лет, мы имеем вместо национальной экономики офшорно-спекулятивную, а нынешним кормчим российской финансово-экономической системы только и остается, что с кислыми минами наблюдать за успехами соседнего Китая, который на эту мульку не повелся.

«Наша идея оптимальна и для сегодняшнего времени, мы сейчас находимся в тупике, еще «прораб перестройки» Горбачев в своей книге «Наедине с собой», название которой он позаимствовал у римского императора Марка Аврелия, написал, что переходный период затянется лет на пятнадцать — тридцать, разлет большой, конечно, но мы, начиная с начала перестройки, живем в этом периоде уже тридцать третий год, — считает лидер ВСХСОН Игорь Огурцов. — Мы теряем драгоценнейшее время, которое невосстановимо. Нынешнее руководство что-то просто позаимствовало из нашей концепции, процентов на 60, но они просто вытаскивали кирпичи из здания, в то время как нужно было строить системно. Сейчас многие оппозиционеры ходят и кричат: «Россия будет свободной!» Нет, если Россия не будет верить в Бога, то и свободной она стать не сможет».

Вот, собственно, и ответ. На то, почему молчание медиа вокруг социал-христиан. На то, почему спекуляция вместо реальной экономики. И ответ — что нужно сделать, чтобы, наконец, перестать саморазрушаться и фениксом возродиться в имперском величии. Верить в Господа. Любить Отечество. И изучать опыт тех, кто также верил и любил. И за эту любовь не боялся страдать, и пронес ее через десятилетия лагерей и ссылок.