В мае 1744 года императрица Елизавета Петровна издает указ об отмене смертной казни. О том, почему в России сегодня действует мораторий и о христианском отношении к казни — в материале Царьграда

Смертная казнь — вопрос, который до сих пор вызывает массу споров. На данный момент в России с 2009 года действует соответствующий мораторий, однако в связи с событиями последних лет все чаще поднимается дискуссия о возможном возвращении казни — например, за терроризм.

Сторонники говорят, что это предотвратит дальнейшие преступления — человек должен десять раз подумать, прежде чем пойти на это. Противники отмечают, что такие меры не снизят уровень преступности, и акцент следует сделать на профилактические работы с молодежью и забота о социальном положении граждан.

Как бы то ни было, вспомним историю…

Что говорится в Библии?

Один из спорных моментов — оценка Церковью смертной казни. Вопрос о том, как совмещать возмездие с заповедью «не убий», остается открытым.

Но, во всяком случае, мы помним, что смертная казнь признается в Ветхом Завете, в Новом же не говорится о ее отмене. Среди действий, за которые отнимали жизнь, были прелюбодеяние, скотоложество, богохульство, идолопоклонство, инцест, похищение людей, убийство, коррупция, мужеложство, неуважение к родителям, а также колдовство. Нарушивших эти табу ждало побиение камнями, сожжение, обезглавливание или удавление.

Предметом различных толкований стала, например, фраза из Послания к евреям Нового Завета: «Отвергшийся закона Моисеева при двух или трёх свидетелях наказывается смертью». Или из Послания к римлянам: «…ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».

Как бы то ни было, Церковь в ряде отдельных случаев может уговорить светские власти смягчить наказание для некоторых преступников — поскольку иногда лучше перевоспитать, чем рубить с плеча. И во многом работа священников — направить нарушителя на пусть истинный.

Прецеденты в российской истории

В летописях упоминаются случаи, когда казнили за измену, мятеж и преступления против христианской веры. Так, в Судебнике 1497 года говорится о таком наказании за убийство господина, разбой, государственные и религиозные преступления. Подробнее об этом пишут уже в Судебнике 1550 года.

Когда говорят, что в 1744 году государыня Елизавета, дочь Петра Первого, отменяет смертную казнь — это не вполне корректно. Она потребовала лишь, чтобы на местах до получения императорского указа не самовольничали — и уже после Елизаветы казни все равно имели место. Но известно, что во время ее правления такие меры наказания не применялись — вместо этого преступников могли наказать кнутом, вырвать язык и сослать в Сибирь без имущества.

Елизавета
Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Алексея Антропова (сеердина ХVIII в) на выставке «Национальная портретная галерея» в Государственном историческом музее. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Были у этого указа и плюсы, и минусы. Например, запрет на прямое исполнение смертного приговора на местах порой порождало злодейства в духе Салтычихи, которая мучила людей до смерти.

После восстания декабристов долгое время из видов казней применялись только расстрел и повешение. Предполагал смертную казнь и свод законов 1832 года (исключительная мера — в т.ч. за военные преступления), и уложение 1845 года (за государственные и карантинные преступления).

После революции казнь несколько раз формально отменяли, но все прекрасно знают, как много было расправ без суда и следствия.

В Советском союзе по УК РСФСР 1960 года можно было казнить по ряду преступлений: измена Родине, шпионаж, убийство чиновника или иностранца с целью обострить международные отношения, хищение в особо крупных размерах, дезертирство и пр. В 1962 году ввели пункты за изнасилование и взяточничество. Затем в новой редакции появляется отдельный пункт — за террористический акт, повлекший смерть человека.

19 ноября 2009 года при президенте Владимире Путине было принято решение Конституционного суда, согласно которому никакие суды в России более не могут выносить смертные приговоры. Этот мораторий действует до сих пор.

Законодательство в нынешнем виде предполагает смертную казнь за убийство с отягчающими обстоятельствами, посягательство на жизнь чиновника, общественного деятеля или сотрудника правоохранительных органов, а также за геноцид. Однако мораторий как бы «замораживает» эту часть закона.

Современные дискуссии

Горячая дискуссия возобновилась в 2012 году, когда зампред комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич предложил вернуть высшую меру в отношении военных преступников, педофилов и крупных коррупционеров. У многих это вызвало восторг, у других — опасения за произволы.

Во всяком случае, сам президент ответил, что это контрпродуктивно и лишь породит «жестокость со стороны граждан в отношении друг друга и в отношении самого государства».

«Для того, чтобы эффективно бороться с преступностью нужна взвешенная, эффективная экономическая политика, эффективная социальная политика, грамотная и современная цивилизованная работа пенитенциарной системы, всех правоохранительных органов, — подчеркнул президент. — Вот это сделать трудно, труднее, чем ввести смертную казнь».

После трагедии в Белгороде, когда убийца расстрелял 6 невинных людей, президенту задали вопрос: не следует ли вернуть смертную казнь? Тогда Путин признал, что при столкновении со столь вопиющими случаями «рука сама тянется к авторучке, чтобы подписать какие-то документы, связанные со смертной казнью». Однако президент заверил, что до принятия столь ответственных решений все равно нужны консультации со специалистами.

Многие политики и общественные деятели последние годы предлагают ввести смертную казнь за терроризм — поскольку нынешние условия во многом можно сравнить с военными.

Впрочем, всегда встает вопрос о цене ошибки. Например, пока пытались добраться до маньяка Чикатило, были казнены несколько невиновных граждан. Вспомним и советские годы, когда элементарный донос мог послужить поводом для расстрела.

Поэтому, скорее всего, отмена моратория может произойти только в исключительной ситуации — если, не дай Бог, начнется война или террористы пойдут в наступление. Пока поводов для этого нет — наше государство, в отличие от европейских стран, хорошо справляется с антитеррористическими задачами. И пока президент Путин — гарант нашей безопасности, дискуссию о введении смертной казни стоит отложить