На форуме в Пекине миру предложена новая политическая повестка, кроме доминирования США. И она реальна

Итак, лидеры 30 стран приняли в Пекине итоговое коммюнике форума «Один пояс — один путь». Подписание состоялось — китайский проект новой инфраструктуры становится не китайским, а мировым.

Такое «коммюнике на коммюнике» формулируют эксперты.

Новая глобализация

В документе определены пять ключевых принципов дальнейшего сотрудничества участников этого проекта: равноправные консультации, взаимная выгода, гармония и толерантность, рыночные механизмы, сбалансированность и стабильность. Кроме того, страны будут уважать принципы и резолюции Совета Безопасности ООН, действовать в соответствии с нормами внутреннего законодательства, соблюдать территориальную целостность и суверенитет государств-партнёров, а планирование и реализацию проектов сотрудничества осуществлять исключительно путём консультаций и переговоров.

Слова и благие пожелания? Да, но не только, отмечают наблюдатели.

Ни для кого не секрет, что масштабный проект «Один пояс — один путь» нацелен на наложение китайской транспортной паутины на — пока — всё восточное полушарие. Если быть точным — создание международной транспортной сети и соответствующей инфраструктуры в интересах прежде всего китайского товарооборота.

Но тем не менее не секрет и то, что без соответствующей поддержки со стороны государств, по которым планируется провести новые пути, ничего у Китая не получится. Не завоёвывать же он их, в самом деле, будет. Можно, конечно, действовать на уровне отдельных правительств, фирм-партнёров и даже отдельных чиновников. Но это ненадёжно и нестабильно: правительства падают, бизнес — те ещё джунгли, особенно в Африке и на Востоке, а на взятках всем нужным чиновникам разорится даже китайская экономическая машина.

Остаётся одно — сделать свой проект международным и взаимовыгодным. А значит, и те, казалось бы, декларативные формулировки в коммюнике на самом деле являются политической гарантийной формулой такого порядка вещей. Вплоть до уважения даже таких, кажется, внеэкономических категорий как менталитеты и обычаи разных стран. И в этом смысле форум в Пекине закончился даже чем-то большим, нежели рамочное согласование основных принципов реализации транспортно-экономического проекта. В политическом смысле он сформулировал основные принципы новой глобализации — не банкстерской с США в роли мировой дубинки для непокорных, а инфраструктурной, со сближением реальных, вещественных экономик через нанизывание их на одну транспортную нитку. А уж будут ли по ней перевозиться какие-то иные товары, кроме китайских, зависит уже не от Китая, а от производителей этих товаров.

Так вот что имел, оказывается, в виду лидер Китая Си Цзиньпин, когда говорил в Давосе в начале нынешнего года о «новой глобализации»!

 Китай. Пекин. 15 мая 2017. Участники международного экономического форума
Китай. Пекин. 15 мая 2017. Участники международного экономического форума «Один пояс — один путь» во время совместного фотографирования у здания правительственной резиденции на озере Яньци. Фото:Ng Han Guan/AP/TASS

Теперь должна пойти практическая работа

Именно так задачи следующего этапа развития проекта сформулировал Царьграду заместитель директора Института Дальнего Востока /ИДВ/ РАН Андрей Островский. «Теперь начнётся конкретная работа — должна быть подготовлена некая маршрутная карта для реализации проекта, должна быть работа экспертов», — заявил он.

Собственно китайская программа была достаточно известна, отметил исследователь: создание экономического пояса Шёлкового пути, семь маршрутов, выделение опорных городов на этих семи маршрутах. Вопрос был именно в том, чтобы обозначить эти маршруты, получив согласие лидеров государств, по территории которых они должны проходить. Теперь принципиальное согласие получено, в том числе и от руководителя России Владимира Путина.

«Теперь вопрос, что Россия будет делать для участия в сотрудничестве с Китаем по реализации этой программы, и каким образом ЕАЭС будет состыковываться с экономическим поясом Шёлкового пути, — обозначил следующий этап работы учёный. — Есть разные пути стыковки. Первое — это зоны свободной торговли, их, безусловно, необходимо создавать. Второй момент — это участие нашей страны в различных инфраструктурных проектах: прежде всего, транспортные проекты, складирование на территории России и создание опорных городов на российских территориях».

При этом, указал этот один из самых информированных экспертов в этой области (Андрей Островский является также руководителем Центра экономических и социальных исследований Китая в ИДВ РАН), в настоящее время Россия пока ещё с Китаем не подписала ни одного более или менее серьёзного соглашения, за исключением отдельных проектов на Дальнем Востоке, таких как «Приморье-1» и «Приморье-2». Между тем, по словам Островского, «если мы сегодня посмотрим на нашу инфраструктуру Дальнего Востока, то там ещё, как говорят в народе, конь не валялся».

«То есть, сегодня наша главная задача — развивать инфраструктуру на территории Российской Федерации для того, чтобы Российская Федерация могла стать мостом, по которому можно осуществлять связи с Европой и с Азией», — сформулировал он.

Да, но ведь наше правительство заявляет, что у него хронически нет денег? Вон ведь уже — собираются вчетверо сократить инвестиции на освоение нашей же собственной бездонной кладовой — Арктики. Значит, деньги на это придётся брать у китайцев же? Не попадёт ли после этого Россия в полную зависимость от китайских партнёров?

Если это всё проходит на нашей территории, то как-то неудобно совсем уж всё делать за китайские деньги, соглашается Андрей Островский. Но тут дело ещё и в том, что деньги будут — не китайские. Для реализации этого проекта созданы две финансовые структуры. Это Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шёлкового пути.

Их совокупная капиталоёмкость составляет почти 150 млрд долларов, уже отмечалось в авторитетных источниках. То есть, уверен Островский, какие-то проекты могут финансироваться через эти банки без ущерба для государственного и экономического суверенитета. Что, безусловно, не отменяет принципа необходимости финансирования собственных вложений в собственную инфраструктуру, пусть и в рамках глобального проекта.

«Помимо общих слов поддержки, должны следовать и какие-то конкретные соглашения, — заметил эксперт. — В частности, по реализации инфраструктурных проектов, по финансированию. Как со стороны государства, так и со стороны банков, само собой».

Линия сотрудничества обязана была победить

Но в целом, подчеркнул замдиректора ИДВ РАН, всё-таки победила линия сотрудничества с Китаем по этому вопросу. «Объективно линия сотрудничества должна была победить, потому что в настоящее время, как я сейчас вижу, другого варианта у России нет, — заявил Островский. — И реально именно российско-китайский договор о мире и дружбе от 16 июля 2001 года в значительной степени и удерживает мировую ситуацию в стабильности, пусть в такой, какая она сегодня есть. Собственно говоря, именно этот российско-китайский договор в значительной степени является гарантом того, что не происходит серьёзных военных столкновений. Потому что любая сторона понимает, что на любые попытки взорвать ситуацию последует совместная российская и китайская реакция. То есть российско-китайский договор обеспечивает определённый баланс сил, паритет».

«И в этой ситуации, китайская программа экономического пояса Шёлкового пути позволяет эту политическую часть насытить ещё некоторым экономическим содержанием», — подчеркнул Андрей Островский.