Турецкие власти не позволили немецким депутатам посетить военных бундесвера на авиабазе «Инджирлик»
Анкара уже действовала подобным образом после того как в бундестаге приняли резолюцию с осуждением геноцида армянского народа в Османской империи в 1915 году.
В ответ на нынешний выпад Анкары глава оборонного комитета бундестага Вольфганг Хельмих заявил о необходимости вывести с аэродрома «Инджирлик» расквартированные там немецкие военные подразделения в другие страны. Турции он дал некоторое время на пересмотр своего решения. Очевидно, что Анкара не будет ничего менять.
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила в связи с этим, что немецкий контингент, дислоцированный на базе, могут перевести в другую страну, в частности в Иорданию. Правительство Германии также объявило о том, что будет работать над тем, чтобы визит немецких депутатов на базу «Инджирлик» все-таки состоялся.
Вооруженные силы ФРГ используют авиабазу «Инджирлик» (официально самая восточная база Североатлантического альянса), расположенную недалеко от сирийско-турецкой границы, для разведывательных полетов в рамках руководимой США западной антитеррористической коалиции борьбы против группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ).
Там базируются шесть германских истребителей-бомбардировщиков Panavia Tornado, которые используются в сирийском воздушном пространстве (операция «Непоколебимая решимость») исключительно, как самолеты-разведчики, авиационный заправщик A310 и 200 человек обслуживающего персонала. Боевых операций в Сирии германская боевая авиация никогда не проводила.
Еще 147 немецких военных специалистов работают в боевых порядках пешмерги иракских курдов, сражающихся против ИГ, в качестве офицеров связи и тыла. Согласно мандату бундестага, общая численность немецкого контингента на Ближнем Востоке в случае необходимости может быть увеличена до 1,35 тысяч человек (из них 150 гражданских).
С декабря 2012-го по сентябрь 2015 года бундесвер развернул в Турции две батареи зенитной ракетной системы «Пэтриот», действия совместно с силами противовоздушной обороны США. Свертывание этой миссии вызвало резкое возражение Анкары, воспринявшей это как предательство со стороны союзников по НАТО.
Министерство обороны ФРГ намеревалось инвестировать в реконструкцию авиабазы «Инджирлик» 73 млн долларов (из них примерно половину на обновление инфраструктуры) с тем, чтобы создать там свой германский мини-аэродром в рамках большой НАТОвской структуры. Часть финансовых средств уже были потрачены, но теперь немцы готовы о них забыть. Противостояние двух исторических союзников зашло слишком далеко.
Менее чем за полгода германские власти заблокировали 11 сделок по поставкам различных типов вооружений, боеприпасов и запасных частей в Турцию. Для сравнения в период с 2011 по 2015 год федеральное правительство заблокировало только восемь оружейных сделок с этой страной.
Правительство ФРГ объяснило свою позицию неприятием «жестких действий президента Реджепа Тайипа Эрдогана против своих политических противников» после провалившейся попытки военного переворота в июле 2016 года.
К этому надо добавить дипломатический скандал по поводу инициированной Берлином обструкции, устроенной Евросоюзом турецким высокопоставленным чиновникам, попытавшимся встретиться турецкой диаспорой в Европе перед «султанским» референдумом Эрдогана.
Турецкий оборонно-промышленный комплекс (ОПК) довольно плотно связан с немецкой «оборонкой», учитывая исторические традиции. В ФРГ любая сделка по экспорту летальной продукции в страны, не соответствующие западным стандартам демократии, требует разрешения Федерального совета безопасности (ФСБ), все решения и заседания которого засекречены. Все оружейные сделки с Турцией ФСБ ФРГ с начала года блокирует.
Но Анкара ударила во фланг, объявив в апреле этого года о блокировании сотрудничества по линии НАТО с Австрией (природного союзника ФРГ), которая хоть и не является членом Североатлантического альянса, но активно с ним взаимодействует.
Австрийцы, с подачи немцев, чуть не сорвали программу Минобороны Турции по разработке отечественного основного боевого танка (ОБТ) Altay (разработчик компания Otokar). Именно запуск в серийное производство этого танка позиционировался Эрдоганом как доказательство того, что в Турции, наконец-то, создан самодостаточный ОПК. Пока подавляющее большинство турецких боевых платформ и вооружений создается по лицензии.
Был и более давний случай «подставы» Турции со стороны германского ОПК. Несколько лет назад компания MTU Friedrichshafen GmbH (теперь MTU EuroPowerPack) сорвала сделку на поставку 36 турецких 155-м самоходных гаубиц Firtina в Азербайджан, не поставив двигатели для этих орудий из-за наложенного федеральным правительством запрета. Правда, сейчас все танки оснащены дизельными двигателями MTU (V-12 MTU MT 883 Ka 501) мощностью в 1,5 тысячи лошадиных сил. Однако все это не серийные образцы. И по мере обострения турецко-германского противостояния шансов на то, что главный турецкий танк будет иметь именно этот двигатель все меньше.
Нет Комментариев