Государство – это не форма взаимодействия объединившихся индивидов, а способ организации общества, подчиняющий каждого условиям совместного существования.
Демократия, провозглашая власть народа, остается государственной формой правления, что подразумевает подчинение всех общим правилам. При этом народ оказывается не субъектом принятия решений, а объектом – за голоса которого борются группы интересов.
Демократия является государственной надстройкой над рыночной системой. Она существует при условии наличия развитой рыночной экономики с множеством групп влияния, которым важно поддерживать равные правила доступа к власти через избирательные процедуры. В условиях отсутствия развитой рыночной экономики и согласия «тугих кошельков» демократия легко перерождается в авторитаризм или олигархию – происходит захват власти единицами.
Демократия обслуживает рыночную систему: ее культура создает благоприятные условия для пестования покупательского спроса, а государственные институты – предложения.
В условиях рынка все люди становятся частью больших или малых корпораций в системе производства, регулируемой денежными отношениями. Крестьяне, скотоводы, охотники, живущие собственным трудом, оказываются единицами. Каждый приводит в действие надличные механизмы, создающие возможности для реализации личных потребностей.
Граждане вне зависимости от пола, происхождения, образования оказываются вовлечены в производство и продажу-покупку продуктов и услуг. Свобода выражается в возможности выбирать условия, создаваемые системой «невидимых рук». Решение вопросов, с которыми приходится сталкиваться человеку: получать образование или заниматься физическим трудом; строить семью, рожать детей и как их воспитывать, в первую очередь, зависят от рыночных условий, и лишь во вторую — от свободного выбора.
Общество движется удовлетворением покупательского спроса. Идеалы, не отвечающее интересам потребителя, становятся «предрассудками». Демократия скидывает с постаментов идеалы веры в Бога, почитание традиций и воздвигает на их месте поклонение человеку.
Нравственность, Культура, Идеалы служения обществу – все это оказывается подчиненным покупательским интересам: культура наполняется ценностями в духе: «Я — центр Вселенной», «Бери от жизни все».
Позволим себе метафору. Рыночное общество сродни зверю (Откр. 13:18), воля которого движется удовлетворением страстей и потребностей низшего порядка, а формы и обличия, которые он принимает, зависят от особенностей промышленного производства. С усложнением денежной системы складывается ситуация, где устройство общественного организма кратно удаляются от условий производства.
В результате государство из последней «крепости», способной ограничивать личность от действий направленных против интересов рода, превращается в охранника рынка, движимого индивидуальным эгоизмом.
Оптимальное устройство государства позволяет сдерживать общественную систему от разложения патриархальной семьи и морали, не вписывающиеся в индустриальные условия жизни.
Это возможно в авторитарных режимах: монархии, диктатуре, а также демократии, где народовластие в принципиальных вопросах ограничивается институтами — носителями Сверхучения.
К последним примерам относится Иран, где Корпус стражей исламской революции и Аятолла опекают власть народных представителей, а также Советский Союз и Китайская Народная Республика с контролем Коммунистической партии органов государственного управления.
Мысли изложенные в этой статье перекликаются с идеями социалистов, коммунистов, националистов, консерваторов, представителей религиозных конфессий. Объединяющая идея – традиционный по своей сути посыл о примате коллективного над индивидуальным для обеспечения жизнеспособности человеческого общества.
Владимир Блинов
Источник
Нет Комментариев