Ожидающийся также и первый личный контакт главы МИД России с президентом США пройдет на фоне демонстративного снятия Трампом противника нормализации отношений с Россией экс-главы ФБР Коми

Министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл в США с трехдневным рабочим визитом и проведет сегодня переговоры с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. Как сообщили внешнеполитические ведомства обеих стран, планируется, что главу МИД России примет также президент США Дональд Трамп.

Обращает внимание, что первый личный контакт Лаврова с нынешним президентом США пройдет на фоне демонстративного снятия Трампом противника нормализации отношений с Россией экс-главы ФБР Джеймса Коми. Завершив свои дела в Вашингтоне, российский министр направится на Аляску, где 11 мая примет участие в министерской встрече Арктического совета.

Что обсудят Лавров и Тиллерсон?

Как сообщил МИД России, Лавров обменяется с Тиллерсоном мнениями по ключевым международным проблемам и актуальным вопросам двусторонних отношений. По свидетельству пресс-службы Госдепартамента США, главы внешнеполитических ведомств двух стран прежде всего обсудят урегулирование конфликтов в Сирии и на Украине, а также двусторонние отношения.

Появление Украины в списке главных обсуждающихся проблем весьма симптоматично. Это означает, во-первых, что стороны приступают к попытке урегулировать наиболее важную проблему, которая омрачает двусторонние отношения. А, во-вторых, что США, наконец, определились, как они будут действовать на Украине при новой администрации. Все, что пока слышала Москва на этот счет, это отсебятина постоянного представителя США при ООН Никки Хейли, которой Трамп разрешил, по ее признанию, высказывать по международным проблемам свое личное мнение, и которая делала это в отношении Украины и не только в чисто пропагандистском и неконструктивном стиле.

В последний раз Лавров приезжал в американскую столицу в 2013 году, визитов на президентском уровне не было с 2010 года. Даже личный контакт лидеров России и США на территории третьих стран в ходе международных мероприятий был в последние годы проблемой, которую и намерен решить сейчас глава российского МИД.

Пока Трамп и Путин общались только по телефону и, кстати, остались довольны своими контактами. Во время последнего телефонного разговора 2 мая они обсуждали борьбу с терроризмом, ситуацию вокруг КНДР и другие важные темы. Между прочим, после телефонных разговоров с лидерами некоторых других стран Трамп не мог скрыть своего разочарования. После телефонных переговоров с Путиным таких заявлений он никогда не делал.

Лавров о целях визита

Как заявил Лавров в преддверии заокеанского визита в эфире телеканала «Мир», встреча лидеров России и США «нужна нам и американцам, как я понимаю, не для того, чтобы произвести на кого-то внешний эффект и сказать: «Ну, вот сенсация, так долго говорили, и вот, наконец, она состоялась».

«И мы, и наши американские коллеги убеждены, что когда лидеры встречаются, то это важно не только для того, чтобы пожать друг другу руки и послушать, кто что думает об отношениях друг с другом и о международных проблемах», — считает глава МИД России.

И он объяснил, почему: «Россия и США настолько сильно влияют на международную стабильность и безопасность, что от такой встречи, конечно, будут ждать конкретных результатов. Чтобы это было так, ее нужно хорошо подготовить, и мы сейчас этим занимаемся».

Обе стороны не скрывают, что июльский саммит G20 в Гамбурге представляет отличную площадку для того, чтобы личная встреча Путина и Трампа, наконец, состоялась.

Лавров-Тиллерсон
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Путин и Трамп подошли вплотную к личной встрече

По мнению Лаврова, серьезную подготовительную работу к этому оба президента уже провели и сами.

«Контакты уже установлены. Да, они не очные, контакты по телефону, но беседы — уже три беседы телефонных состоялись между президентами Путиным и Трампом. Они были очень насыщенными, очень конкретными, лишенными какой-либо искусственности и нацеленными на то, чтобы наши отношения развивать в интересах и России, и США, и в интересах всего мирового сообщества», — указал российский министр в эфире телекомпании «Мир».

Почему так важна встреча Путина и Трампа

Все это указывает на то, что встреча Путина и Трампа, несмотря на все усилия противников последнего сорвать нормализацию отношений с Россией, становится неизбежной. В Москве придают этому первостепенное значение. Зная о внутриполитических проблемах Трампа, Москва не торопила события, проявляла к деятельности Трампа известную терпимость, отказываясь о резких осуждений насчет того, что ей в них не нравилось, чтобы дать президенту США шанс выполнить свое предвыборное обещание — «поладить» с Россией. Москва отказывалась также обижаться на антироссийские заявления американских политиков, законодателей и генералов до того, как услышит веское слово американского президента, сказанное им непосредственно своему российскому коллеге. Только после личного контакта Путина и Трампа отношения между Россией и США окончательно прояснятся, и ждать этого осталось уже совсем не долго.

Россия не скрывает, что всячески заинтересована в нормализации отношений с США и урегулировании спорных проблем на основе компромисса, в совместной борьбе с терроризмом. Что касается США, то там все намного сложнее. Это в России политика определяется президентом. А в США — еще и конгрессом, и Пентагоном, и всемогущим глубинным государством (Deep State) — неформальным объединением денежных мешков, госчиновничества высшего ранга, генералов и спецслужбников, которые воспринимают своего президента примерно так, как в прошлом могущественные акционеры Ост-Индских компаний своих директоров: сегодня наняли, завтра — освободили. И хотя Трамп и часть его окружения, заинтересованные в экономическом восстановлении США, безусловно, хотят замириться с Россией, значительная часть американского истеблишмента глобалистской ориентации и те, кто не перестроился, в том числе по коррупционным причинам —  со времен холодной войны, этого совершенно не желают. Россия нужна им как дьявол, на борьбе с которым можно хорошо заработать. Это серьезно ослабляет возможности Трампа нормализовать обострившиеся по вине Вашингтона отношения с Россией. Поэтому завышенных ожиданий на этот счет в Москве, безусловно, не испытывают. Хотя, наверное, и надеются, что что-то, возможно, и удастся изменить к лучшему, если этого желает сам президент США. В России традиционно персонализируют внешнюю политику. Иногда это срабатывает. Иногда — нет.