72-я годовщина победы в Великой Отечественной, показывает, что на постсоветском пространстве доминирующими тенденциями, связанными с ВОВ, стали приватизация Победы и её коммерциализация.

 

Приватизировали победу все республики бывшего СССР, что выражается не только в использовании национальных версий символов, в первую очередь, лент, заменивших георгиевскую, но и периодических размышлениях о решающем вкладе какой-либо республики в дело общей победы советского народа над нацизмом.

Однако в ряде республик пошли ещё дальше: Прибалтика с Украиной решили в своём национальном строительстве отказаться от фундамента ВОВ, возведя на пьедестал нацистов.

Украинский день «примирения», отмечаемый 8 мая, на улицах, где под стёклами ситилайтов ветеран ВОВ пожимает руку бойцу УПА (структура запрещена в РФ – ред.), — лишь промежуточный этап на пути демонтажа культа Великой Отечественной войны. Не пройдёт и 5 лет, как ветеран Красной армии исчезнет с наружной рекламы, а единственными борцами с нацизмом на Украине станут коллаборационисты из УПА. Так власть завершит создание нового национального мифа, который станет основанием текущей версии украинской государственности.

Несколько гуманнее поступили в Узбекистане, где власти заняли позицию «это не наша война» по отношению к ВОВ, или в Таджикистане, где ВОВ не нужна для национального строительства — потому там и запретили «Бессмертный полк».

В самой же России ВОВ стала ключевой (наравне с личностью Владимира Путина) духовной скрепой, потому и нещадно эксплуатируется в деле национального строительства.

Коммерциализировали Победу так же почти все, кому не лень. Бутафорный штурм картонного Рейхстага в парке «Патриот» так же способствует патриотическому воспитанию как наклейка на автомобиле или георгиевская ленточка на сбруе маленького пони, не говоря уже о георгиевских салатах и трусах с вьетнамками.

Коренным образом изменилось восприятие Великой Отечественной: из огромного подвига, за реальность которого было уплачено миллионами жизней, реками пота и горами лопнувшей от мозолей кожи на руках, подвига единого советского народа под руководством коммунистической партии, Победа превратилась просто в способ, зачастую, похвастаться подвигом деда/прадеда или просто покичиться мощью России в пику коллективному Западу.

Тенденция очевидна: форма стала доминировать над содержанием.

Впрочем, трансформация отношения к памятным датам — дело вполне нормальное. Наверное, так же менялось отношение и к годовщинам победы в Отечественной войне. К столетию победы в 1912 году царские чиновники искали по всей петербургской империи последних живых ветеранов, а будь бы в тогдашней России телевизор, пафосные речи о величии и подвиге времён Александра I довели бы всех подданных империи до икоты. 105-летие уже никто на официальном уровне не отмечал — не до того было.

Дальнейшая приватизация Великой Победы и её коммерциализация чем дальше, тем больше становятся подобными паразитированию на подвиге наших предков. Подвиге, к которому мы имеем весьма отдалённое отношение. Ещё лет 5 таких же тенденций и День Победы рискует превратится в фарс. И дело не в том, что подвиг обесценился или в стране мало инструкций по ношению георгиевской ленты. Дело просто во времени, которое отдаляет нас от Победы.

Каждое последующее послевоенное поколение воспринимает Победу иначе, ведь у него иной жизненный опыт. Миллениалам неведом Ленин, они словно одна из героинь фильма «Рассказы», пытаются вспомнить сколько же погибло в 1941-1945-х годах 500 тысяч или миллион. Для них слоган «Деды воевали» уже неактуален — воевали, скорее всего, их прадеды.

И если не обновить образ ВОВ, то она как духовная скрепа станет терять эффективность уже в ближайшие годы, а как памятная дата для большинства граждан превратится просто в митинг,

куда нужно прийти, парад на Красной площади, который показывают по ТВ, заблаговременно пряча Мавзолей, лишь бы кто не вспомнил о том, под чьим руководством была завоёвана победа, патриотичный флешмоб «Бессмертный полк», куда теперь, как показывает практика в ряде регионов, тоже нужно приходить по разнарядке. Этой разнарядкой, к слову, власть и уничтожает ту самую духовную скрепу.

Конструктивный выход из сложившейся ситуации, полагаю, один. Отчасти его показал пример бывшей Украины в лице ДНР, ЛНР и Одессы, жителям которых вновь показали, что такое фашизм. Теперь в республиках события ВОВ и День Победы не нечто далёкое — война восстановила распадающиеся межпоколенческие связи и сделала подвиг наших великих предков вновь актуальным.

Надеюсь, россиян минет сия каша, но новых побед Российской Федерации однозначно не хватает.

Надеюсь, они скоро появятся.

Иван Лизан