Американская военно-морская программа оптимизирована отнюдь не для целей борьбы с Россией

 

В начале мая в США был спущен на воду очередной военно-морской монстр — универсальный десантный корабль (УДК) LHA 7 Tripoli — второй корабль типа America, водоизмещением почти 46 тысяч тонн и стоимостью 2, 4 миллиарда долларов. А еще месяцем раньше начались ходовые испытания новейшего американского атомного авианосца «Джеральд Форд». Громадины, стоившей Америке почти 13 миллиардов долларов и водоизмещением около 100 тысяч тонн.

На фоне таких поражающих воображение, да еще и идущих потоком сообщений из-за океана, нашему впечатлительному обывателю недолго и загрустить. Тем более, что тему несравненного военно-морского могущества США весьма настойчиво внедряют в массовое сознание и соответствующие СМИ, пользующиеся русскими буквами. Да и вообще – как то не очень комфортно в такой ситуации русскому характеру, который всегда тяжело переносит чужое первенство в чем-либо. Пусть даже в такой экзотике, как авианосцы. Это что же получается, что мы «не могём»?

Джеральд Форд

Тем более есть повод взглянуть на эти вещи не с обывательских, либо эмоциональных позиций, а более взвешенно и трезво. И задать себе вполне естественный в таком случае вопрос: а каким боком ко всему этому грандиозному американскому военно-морскому строительству относится Россия? И относится ли как-нибудь вообще?

Вопрос отнюдь не праздный. Особенно с учетом того, что тема жизненной важности поддержания военно-стратегического паритета с США давно и прочно укоренилась в нашем сознании.

Рассмотрим под этим углом зрения ту степень угрозы, которую могут представлять для РФ эти американские корабли. И, соответственно, попробуем понять меру целесообразности запредельно дорогостоящего зеркально-симметричного российского ответа на такое наращивание ВМС США.

Скажу сразу – таковой вариант ответа представляется весьма сомнительным. Во-первых, потому, что боевая ценность указанных американских кораблей в военных условиях будет неуклонно сокращаться, вплоть до полного нуля, по мере их приближения к российскому побережью. Особенно с учетом принимаемых ныне властями РФ энергичных мер по максимальному прикрытию потенциально опасных морских направлений средствами противоборства авиационного, морского и сухопутного базирования.

В условиях высокой вероятности нанесения массированного комбинированного удара по авианосно-десантным соединениям ВМС США на дальности, фактически исключающей их эффективное боевое применение, американское командование с практически 100%-й гарантией не станет рисковать своими крайне дорогостоящими кораблями в таких чересчур опасных операциях.

Но и это не главное. Геостратегическая ситуация такова, что в случае войны с РФ, у вооруженных сил США вообще не возникнет необходимости выдвигать к российскому побережью свои авианосные и амфибийные силы. По той простой причине, что на абсолютном большинстве потенциальных театров военных действий границы России с НАТО и ближайшими сателлитами этого блока, то есть фактически с США, проходят на суше. Зачем, например, американцам гонять свои авианосцы в Черное море, если у них есть великолепный сухопутный плацдарм в той же Румынии. Где они, кстати, как раз сейчас решили потратить 100 миллионов долларов на модернизацию для своих нужд крупного сухопутного военного аэродрома. Примерно такая же ситуация имеет место по всему периметру европейских границ РФ. Соответственно, США располагают на этом ТВД оптимальными возможностями для быстрого наращивания своих сил на любом избранном направлении, вполне обходясь для этого имеющейся наземной инфраструктурой. Что они практически и подтверждают, в частности, демонстративными развертываниями своих танковых батальонов и истребителей Ф-35 на «передовых рубежах» в Восточной Европе.

Таким образом, польза от использования авианосцев и десантных кораблей в войне с Россией на европейском направлении для США минимальна, если вообще не обратно пропорциональна их стоимости. Об атаке с моря российских берегов в Арктике американцы даже в ночных кошмарах не помышляют. При наличии у них аж двух стареньких ледоколов и явной неспособности авианосцев самостоятельно колоть арктические льды, эту возможность можно вообще не рассматривать. Остается, разве что, российский Дальний Восток.

Но здесь, во первых действуют ровне те же поражающие факторы российской противокорабельной обороны, которая в ближайшее время может получить и вовсе неуловимые для американской ПРО гиперзвуковые «Цирконы». А во-вторых, десантные операции ВМС США на Камчатке или под Владивостоком как то вообще не очень укладываются в понятие «реалистичный сценарий будущей войны». В чем смысл завоевания Америкой этих полупустынных берегов, если в военном отношении это никак не ослабит Россию, но зато даст ей повод нанести по США ответный удар?

В общем, по всему выходит, что рационально мыслящие американцы, вложившие немереное количество денег в свой авианосно-десантный флот, явно имеют в виду не Россию. И строят они эти могучие корабли отнюдь не в видах будущего противостояния с РФ.

Для чего именно? Тут есть много вариантов. От противостояния с тем же Ираном, которое до сих пор не исчерпано. До необходимости иметь мощный противовес набирающему силу китайскому «морскому дракону», который сам уже лепит авианосцы, как пирожки.

А вывод из всего вышесказанного звучит так. России явно не следует слишком париться с зеркально-симметричным ответом на американскую военно-морскую гигантоманию. Наоборот, в этом, при желании, можно усмотреть даже повод для сдержанного оптимизма. Поскольку те десятки и сотни миллиардов долларов, которые Америка тратит на свой авианосно-десантный флот, являются прямым отвлечением её сил и средств от подготовки военного противостояния с РФ. Что, естественно, серьезно облегчает задачу РФ по обеспечению достаточно надежной самообороны за счет вложения куда менее значительных финансовых и материальных ресурсов.

Так что, по большому счету, Москве впору направлять в Вашингтон поздравительные телеграммы каждый раз после спуска на воду очередного американского плавучего монстра. Но, конечно, делать это не стоит. Чтобы в Штатах, не ровен час, не заподозрили чего неладного. Пущай себе и дальше спокойно строят свои мегакораблики. И ловят кайф от собственной мании величия. С нас от этого не убудет…

Юрий Селиванов