Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом

Была в Иерусалиме купальня, которая по-еврейски называлась Вифезда («Дом милосердия»). Вокруг нее всегда лежало множество больных и калек в ожидании начала волнения воды.
Потому что, как пишет евангелист Иоанн, «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин.5:4). Был среди несчастных и человек, уже тридцать восемь лет частично парализованный («расслабленный» – по-русски).

– Хочешь ли ты исцелиться? – спросил Иисус расслабленного, узнав, сколько лет тот лежит у купальни

– Да, Господи, но когда я доползаю до воды, кто-то другой обязательно опережает меня, – отвечал ему больной.

– Вставай, бери свою постель и иди, – сказал тогда Иисус.

И тот сей же час встал, взял постель и пошел. А было это в субботу – день, который заповедано было посвящать Богу. Поэтому иудеи, увидев человека, несшего постель, указали ему на перступление заповеди «… и не носите нош в день субботний.., и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний»… (Иер.17:21,22).

– Но меня только что исцелили, и я должен был забрать постель с собой, – пояснял «перступник».

– И кто же это посмел заниматься целительством в субботу?

– Я не успел его спросить, так быстро он скрылся в толпе.

Через некоторое время Иисус встретил бывшего расслабленного в храме и напомнил ему, что все болезни – от грехов: «Ты выздоровел, но не греши больше, чтобы не случилось с тобою еще хуже». Но тот, наоборот, доложил иудейскому начальству, что исцеливший его – Иисус. Тогда-то иудеи и нашли повод, чтобы убить Иисуса – «за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5, 4).

Иисус же говорил, что поскольку Отец Его не гнушается по субботам исцелять, то и он это делает. Тогда фарисеи еще более утвердились в решении убить Иисуса «за то, что Он не только нарушал субботу, но и… называл… Себя равным Богу» (Ин. 5:12). Этот коротенький эпизод дает ответы, по меньшей мере, на три современных упрека православию: Почему христианский бог, если он такой любящий, допускает тяжелые болезни? Почему православные не чтят субботу, как заповедано в Ветхом Завете? Почему называют Богом жившего на Земле?

Ответ на первый вопрос следует искать в той отправной (из Рая) точке, когда первые люди предпочли собственный путь проб и ошибок, вместо того, что бы полагаться на мудрость любящего Отца. Мы сами выбрали грехопадение, с которым наша биологическая природа изменилась. С тех пор именно болезнь, а не здоровье – наше обычное состояние. Даже специалисты признают, что «в медицине нет общепринятого определения «здоровья»» («Совещание по философским проблемам современной медицины». М.1998, c.93.). На протяжении жизни мы только усугубляем болезненное состояние организма, становясь заложниками все новых вредных привычек (по сути – грехов и страстей). Кто-то спросит: «а как же врожденные пороки – дети-то чем успели провиниться»? Об их здоровье «позаботились» предшествующие поколения – из ненасытности и тщеславия уничтожавшие экологию, а ради сиюминутного удовольствия подхватывавшие наследственные болезни. Последствия сегодняшних экспериментов с пищевыми добавками и ГМО нельзя спрогнозировать даже в перспективе ближайшего поколения (именно 25 лет прошло от вручения Нобелевской премии за изобретение ДДТ до его запрета). И если болезнь – следствие греха, ради спасения от которого отдал себя на муки Христос («Не здоровые имеют нужду во враче…), то, значит, и от болезней приходил Он избавлять. «Исцеляйте больных», – учил Он и апостолов.

Что же до фарисейского осуждения непочитания субботы, то возродили его адвентисты. Забывая, что ветхозаветный закон установил субботу для того, чтобы погрязающее в мирских заботах человечество, хотя бы раз в неделю задумывалось о Боге. Когда же и это не помогло, Тот послал на Землю Сына. Но Иисус уже показал, каким должно быть служение Богу независимо от дня. «По пришествии же Христа, мы не под руководством закона», – сказал апостол. Поэтому теперь дни недели не отличаются (Рим.14:5,6), и «никто да не осуждает вас за субботу» (Кол. 2, 16). С другой стороны, христиане, конечно же, не могут не выделять особой церковной службой день Воскресения. Но и это не означает запрет на заботы о ближних и труд. Лишь бы труд в этот день был полезен – т.е. во славу Божию.

И, наконец, обвинение в поклонении человеку – пусть, даже и Сыну Божьему. Отрицание Божественной природы Христа – «конек» «Свидетелей Иеговы». Но мог ли Он лгать, когда говорил: «дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), «(Я) от начала Сущий» (Ин. 8:25), «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9)? Или же основатель иеговизма американский бизнесмен Чарльз Рассел оказался в начале XX века более осведомлен в данном вопросе, чем непосредственные ученики Христа, свидетельствовавшие о Нем: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28), «в Нем обитает вся полнота Божества» (Кол.2,9); «Он, будучи образом Божиим, …уничижил Себя Самого, принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:7); «Бог явился во плоти» (1Тим. 3,16); «Христос во плоти, сущий Бог» (Рим. 9,5)?

фото — Иерусалим. «Дом милосердия» сегодня.  WWW.JESUSCHRIST2012.NAROD.RU