Протоиерей Андрей Ткачев о Блаженной Матроне

Дорогие братья и сестры, у нас есть святые, которых знает весь наш народ, за малым исключением совершенно нерелигиозных людей, и широко известные за пределами России. Например, Серафим Саровский. В том же ряду всемирно известных святых находится внутри страны и за рубежом — это Матронушка Блаженная.

Чтобы убедиться в моих словах, можно выйти возле Покровского монастыря у метро «Таганская», собственно, и увидеть, какие хвосты очередей ежедневно собирает этот монастырь и мощи святой. Нет нигде никакого банера «Идите к Матроне!», нет нигде никакой наружной рекламы, по телевизору ничего не передают, дескать, там мы помолимся, а вы исцелитесь.

Это все только на народной любви, на народном почитании, подтвержденном многократно святостью посмертных деяний этого святого человека. Блаженная Матрона — это одно из откровений о человеке. С точки зрения мирского сознания, человек слепой, безногий, парализованный, одинокий, бездомный — это самый несчастный в мире человек. Кому он может помочь? Он может только руку протягивать, христарадничать и просить Бога помочь тем, кто помогает ему.

Матрона — это человек, который лишен материальной базы для счастья. Она с детства слепа, а с отрочества еще и неходячая. Вечно на чужих руках, вечно скитающаяся, мыкающаяся, в самый расцвет атеистического государства. 1930-е годы — пик ее святости и жизни.

И при этом она, не видя ничего глазами земными, видит тайны человеческого сердца. Слабая женщина, никому якобы не способная помочь, помогает сотням людей при жизни и тысячам по смерти.

Значит, человек — это бессмертное существо. На Матроне это видно с очевидностью. Человек — это духовное существо. При физической немощи, он может быть духовно силен и невероятно силен. На Матроне это видно. Человек погружен в несколько миров. Из одного мира он может приносить человеку другому помощь в другой мир, страдающий и ущербный, грубый и плотный, в котором этот человек силы не имеет. Но он черпает свои ресурсы из другого мира. Это тоже видно на Матроне.

Есть культ силы, культ здоровья, культ физической красоты, культ телесной привлекательности, культ успеха. И ничего этого нет на Матроне: ни успеха, ни привлекательности, ни телесной красоты, ни физического здоровья. Казалось бы, это самый несчастный человек, по шкале либеральных ценностей. И тем не менее это самый известный в Москве человек, быть может, после президента или после Патриарха. Это самая известная святая женщина XX столетия. И она сильна. Она зрячая в духе, во Христе, она сильная, она помощь приносящая.

Совмещение двух этих крайностей, полная физическая беспомощность с такой духовной великой силой во Христе — это истинное откровение о человеке. Вот каким может быть человек. Что в нем содержится в случае, если это раскрыть и правильно воспользоваться.

Любите святых, потому что они помогают нам дойти до Христа и тому поклониться.