Киев и Варшава готовы предъявить друг другу исторический счет
«Была ли в прошлом Польша надежным союзником Украины и украинцев?» — под таким подзаголовком 26 апреля 2017 года вышла статья обозревателя киевской газеты «День» Сергея Грабовского. В своем материале он обвинил Польшу в нежелании финансировать памятные мероприятия, приуроченные к 70-летию так называемой операции «Висла» — принудительному выселению украинцев из юго-восточных воеводств Польши в северные и северо-западные. Также украинский журналист обрушился на официальную позицию Варшавы, которую озвучил глава МВД страны Мариуш Блащак. Он потребовал от Украины симметричных мер в отношении жертв Волынской резни — признания таковой актом геноцида польского населения и финансирования памятных мероприятий с ней связанных.
Ненадежный союзник Украины
Грабовский припоминает Польше якобы совершенные ею предательства украинских интересов в период второй Речи Посполитой 1918-1939 гг. В частности, заключение Польшей в 1921 году Рижского мира с Советской Россией, который являлся предательским по отношению к УНР, а также несоблюдение Варшавой условий Сен-Жерменского договора 1919 года об обеспечении гражданских и политических прав нацменьшинств, что предусматривало предоставление автономии украинскому населению.
На основании этих исторических примеров Грабовский приходит к следующему выводу: вторая Речь Посполитая, преемником которой по факту является современная Польша, являлась «очень ненадежным, если не сказать больше, союзником Украины и украинцев», а, соответственно, стоит ли говорить о том, что нынешнее польское правительство действительно является проукраинским.
Данные конфликтные точки между Варшавой и Киевом не являются настолько обостренными, как отношение к ОУН-УПА в целом и Волынской резне, в частности. Между тем посыл обозревателя вполне себе «укропской» газеты очевиден: ляхи (во всяком случае, их большинство) — такие же враги Украины, как и «москали».
Как Пилсудский использовал Петлюру в польских интересах
Начнем с того, что Грабовский, мягко говоря, лукавит, когда говорит о предательстве Польшей интересов Украины в связи с заключением мира с Советской Россией. На момент подписания Варшавского соглашения между Петлюрой и Пилсудским в апреле 1920 года УНР де-факто не существовало. Анекдот про Директорию, у которой под вагоном территория, уже утратил актуальность в связи с тем, что Петлюра потерял даже злосчастный вагон и сбежал в Варшаву, разгромленный одинаково непримиримо настроенными по отношению к УНР частями Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) генерала А.И. Деникина и войсками Красной армии. В Варшаве Петлюра, естественно, пытался позиционировать себя в качестве законного лидера Украинской народной республики. Поляки, которые в то время вели открытую войну с Советской Россией, но в то же время остерегались поддерживать Деникина, шедшего под лозунгом «единой и неделимой России», не упустили возможность использовать в своих интересах беглого главу Директории. В обмен на признание своего статуса украинский атаман, не колеблясь ни минуты, одним росчерком пера передал полякам всю территорию Западной Украины, включая Галичину, большую часть Волыни, Лемковщину, Холмщину и Надсанье. Таким образом, Петлюра своими собственными руками разрушил «единую и соборную Украину», провозглашенную в январе 1919 года после так называемого Акта Злуки между УНР и ЗУНР.
Польское наступление на правобережной Украине, начавшееся 25 апреля 1920 года, на следующий день после соглашения между Петлюрой и Пилсудским, вскоре потерпело полный крах. Не помогли полякам и недобитые петлюровские бандформирования. Однако последовавшее затем наступление Красной армии на Варшаву и Львов также захлебнулось в крови. В октябре 1920 года Польша и Советская Россия заключили перемирие, а в марте 1921 года был подписан Рижский мир, установивший границу между странами, просуществовавшую до сентября 1939 года. Несмотря на мир с большевиками, Варшава продолжала поддерживать Петлюру и обеспечивать всем необходимым его бандформирования, подбивая их на вторжение в Украинскую ССР, где в это время продолжалось широкое крестьянское повстанческое движение против Советской власти. Осенью 1921 года петлюровцы перешли польско-советскую границу (в украинской историографии это называется Вторым зимним походом армии УНР), но были наголову разгромлены красной кавбригадой Котовского. Вскоре после этого советское правительство потребовало от Варшавы выдачи Петлюры, и тот вынужден был покинуть польскую территорию.
Иными словами, поляки действительно умело использовали Петлюру в своих собственных интересах, формально с его помощью восстановив восточную границу Речи Посполитой по состоянию на 1772 год. Однако никаким «предательством Украины» тут не пахнет, хотя бы потому, что само существование УНР было к тому моменту под большим вопросом.
Выселение украинцев из Восточной Польши
Что касается операции «Висла», 70-ю годовщину которой будут отмечать 28 апреля, то поводом к ее проведению стала активизация бандподполья ОУН-УПА в восточных районах Польши — Холмщине, Надсанье и Лемковщине, где проживала масса украинского населения. 28 марта 1947 года бандеровцами Степана Стебельского был убит польский и советский генерал Кароль Сверчевский. После этого польские власти перешли к решительным действиям. В течение нескольких месяцев свыше 130 тысяч украинцев, не пожелавших ранее перебраться в УССР, были переселены в северные и северо-западные воеводства Польши, что позволило в кратчайшие сроки положить конец бандподполью.
Стоит отметить, что еще в 1944 году между СССР и просоветским Польским комитетом национального освобождения, впоследствии преобразованным во Временное правительство Польской республики, были достигнуты договоренности, касающиеся взаимной репатриации населения. В 1945-1946 годах украинское население с приграничных польских территорий было переселено в УССР, тогда как польское население Галичины и Волыни, уцелевшее в результате проводимых украинскими нацистами этнических чисток, было переселено на территорию Польши. Произошёл своего рода обмен населением. Так, по состоянию на конец октября 1946 года из Польши в УССР переселилось свыше 402 тысяч человек, тогда как из Украины в Польшу почти 790 тысяч. Нужно сказать, что вследствие этих послевоенных репатриаций на территории современной Западной Украины нет районов и анклавов с проживанием преимущественно польского населения, что могло бы служить дополнительным источником сепаратизма в условиях дискриминационной политики киевского режима.
Конфликт между Киевом и Варшавой неизбежен
Возвращаясь к содержанию обвинений со стороны украинского публициста Грабовского в адрес Варшавы. Он выражает вполне себе конкретную точку зрения, свойственную украинским националистам: Польша — исторический враг для Украины. Отметим, что все это происходит на фоне участившихся провокаций, будь то осквернение памятников или обстрел из РПГ посольств, в которых официальный Киев и некоторые представители польского истеблишмента обвиняют Россию. На самом же деле для того, чтобы прорвать этот гнойник из взаимных обид и неприязни, не требуется никакой «руки Кремля».
«Мне представляется, что имеет место некое удивительное совпадение между антипольскими акциями на Украине и созданием нового украинского национального идеала, в основе которого лежит героизация тех, кто ответственен за жестокие массовые убийства поляков. Киев, конечно же, осуждает каждую акцию в отношении польских памятников или учреждений, но до сих пор ни один преступник не понес наказание. В Польше все большее и большее число людей сомневается в целесообразности такого польско-украинского союза», — заявил Царьграду польский историк и общественный деятель Бартош Бекер.
Перерастет ли нынешний «польско-украинский союз» в очередную конфронтацию — покажет время. Но на волне ползучей дефрагментации Украины такой сценарий становится практически неизбежным.
Нет Комментариев