Китай строит авианосный флот ускоренными темпами

Китай спустил на воду первый авианосец собственной постройки. Церемония спуска, приуроченная к 68-й годовщине со дня основания Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК), состоялась на военной верфи в городе Далянь (провинция Ляонин). Строительство этого корабля Тип 001А «Шаньдун» началось в 2013 году, окончательный ввод в строй ожидается примерно в 2020 году.

Сейчас в составе китайских ВМС единственный боевой корабль такого класса — авианосец «Ляонин» (бывший советский авианесущий крейсер «Варяг», купленный у Украины). Начато строительства второго отечественного авианосца на верфи Цзяннань-Чансин в Шанхае. Учитывая темпы строительства «Шаньдуна», его сдача в строй не затянется.

Таким образом, Китай получит три ударные авианосные группировки, что резко изменит стратегический баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). США о доминировании своего флота в АТР придется забыть. Всего же в планах Пекина построить четыре своих авианосца к дополнению к «Ляонину».

Скорость постройки авианосца «Шаньдун» абсолютно рекордная, корабелы китайской корпорации CSIC удивили весь мир. Известно, что на корабле уже установлено радиолокационное оборудование, но его вооружение еще впереди. Пока же его только покрасили.

Новый авианосец, как и его шанхайский «собрат», спроектированы на основе документации недостроенного советского атомного тяжелого авианесущего крейсера «Ульяновск» проекта 1143.7. После распада Советского Союза «Ульяновск» был разобран на металлолом в 1992 году прямо на стапеле Черноморского судостроительного завода.

Но у «Шаньдуна» не атомная, а обычная силовая установка как у «Ляонина» — восемь котлов и четыре паровых турбины по 50 тысяч лошадиных сил каждая. «Ляонин» оснащен четырьмя валами с винтами фиксированного шага. «Шаньдун» немного больше «Ляонина» по размерам и водоизмещению (примерно на 5%). Длина — примерно 300 м, водоизмещение порядка 60 тысяч тонн. Взлетная палуба для авиагруппировки (предположительно 24 истребители и 12 вертолетов) трамплинного типа.

Второй «китайский» авианосец строится корпорацией SPGO также по лекалам «Ляонина»-«Варяга», но с водоизмещением уже 70 тысяч тонн. По данным СМИ, третий и четвертый авианосец могут получить атомные силовые установки (хотя рассматриваются мощные газотурбинные) и, безусловно, они будут оборудованы паровыми катапультами. Их водоизмещение может перевалить уже за 80 тысяч тонн.

Высочайшие скорости при строительстве авианосцев — предмет особого внимания высшего политического и военного руководства КНР. При заявленных темпах к 2025 году ВМС НОАК будут иметь в своем распоряжении пять ударных авианосных групп.

Для справки: в составе ВМС США — 285 кораблей и судов различных классов, в том числе 11 авианосцев, 22 крейсера, 60 эсминцев, 27 фрегатов, 17 больших десантных кораблей, 71 атомная подводная лодка. В составе китайских ВМС — 972 корабля, в том числе: пока один авианосец, 48 фрегатов, 25 эсминцев, 59 дизельных и 9 атомных подводных лодок, 228 десантных кораблей, 322 корабля береговой охраны, 52 тральщика и 219 вспомогательных судов.

корабль КНР
Корабль ВМС КНР.  Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Но и меньшим составом китайские авианосцы станут основной силой для выполнения вполне очевидных военно-политических задач КНР.

Это «прорыв первой цепи островов». Так США и их союзники называют крупные архипелаги восточноазиатского региона, в том числе Японский архипелаг, острова Рюкю, остров Тайвань и северную часть Филиппинских островов, которые блокируют маневр китайских ВМС.

Авианосцы на ротационной основе будут также защищать атоллы, рифы и искусственные острова, подконтрольные КНР в спорном архипелаге Спратли, осуществляя при этом контроль воздушного пространства. Спратли — предмет территориального спора сразу шести государств — Вьетнама, Китая, Тайваня, Малайзии, Филиппин и Брунея. Из сотни мелких островов, рифов и атоллов архипелага 45 заняты небольшими военными гарнизонами, среди которых нет только брунейского. Китай претендует на все Южно-Китайское море, что оспаривается прежде всего Филиппинами и Вьетнамом.

Наконец, Китай, обладая мощным авианосным флотом, усилит свои позиции как глобальная военная держава, которая может демонстрировать свой флаг и силу в любой точке мира. Что важно в контексте регионального противостояния КНР с другим гигантом Азии — Индией.

Наличие авианосцев становится и особенно актуальным в связи с геометрическим ростом мировой зоны экономических интересов Китая, в которую уже почти целиком вошли Юго-Восточная Азия и Африка. Несомненно, дальней океанской базой для авианосцев станет африканский Джибути, где китайцы соседствуют с американцами и французами.