Россия воздержалась от участия в приватизации этого актива, потому что все равно не смогла бы его получить

Порт северной столицы Греции Салоников, на который одно время претендовала Россия, продан западным компаниям в концессию до 2051 года почти за 232 миллиона евро. В заполучивший его международный консорциум входят Deutsche Invest Equity Partners GmbH, Belterra Investments LTD и Terminal Link SAS, получившие 67% акций. Они обязались также осуществить инвестиции в размере 180 миллионов евро в следующие семь лет. Об этом объявил ведающий приватизацией в Греции Фонд по использованию госимущества HRADF.

Порт Салоников — один из крупнейших контейнерных портов Греции, по грузообороту уступающий только порту Пирея. Греческое правительство прогнозирует контейнерооборот салоникского порта в 2017 году на уровне 350 тысяч TEU (эквивалент стандартного 30-футового контейнера).

Ох уж эта греческая приватизация

Масштабная приватизация госактивов ведется в Греции в последние годы с целью пополнения бюджета, резко сократившегося из-за долгового кризиса в стране и падения налоговых поступлений. Кроме того, Афины выполняют таким образом рекомендации МВФ и Брюсселя по «либерализации экономики». Власти Греции — в обмен на оказание стране финансового содействия со стороны ее кредиторов — включили в приватизационную программу крупные государственные госкомпании, морские порты и аэропорты.

Все это так, если, конечно, выражаться интеллигентно. На самом же деле это типичное поведение запойного пьяницы, который таскает из дома вещи, чтобы, продав их за копейки, получить карманные деньги. Это боль и трагедия греческих патриотов, которые видят и не могут ничего поделать, как на их глазах страна вынуждена распродавать частным хищникам-инвесторам свои производства, компании и порты, которые могли бы обогащать ее и ее народ, стать основой прочной национальной экономики. Причем с перспективой замены на производствах работников-греков теми, кто будет готов трудиться на иностранцев больше и за меньшие деньги…

А как же РЖД?

Кстати, среди прошедших во второй этап конкурса по приватизации салоникского порта компаний были и Российские железные дороги (РЖД). Однако на втором этапе приватизационного марафона стало ясно, что РЖД не намерены подавать обязывающего предложения и поэтому порт Салоников, откуда ведут кратчайшие транспортные артерии вглубь Балкан, не получат. Еще в июле 2016 года президент РЖД Олег Белозеров заявил, что компания не планирует участвовать в приватизации порта, так как он интересовал ее только вкупе с другими греческими активами, которые оказались недоступны.

РЖД
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Действительно, с 2014 года, когда РЖД подали заявку на участие в приватизации салоникского порта, многое изменилось. В России стало сложнее с финансированием, в компании сменилось руководство. Но главное не изменилось. А именно, нежелание Запада, волю которого послушно выполняет во всем зависимое от него греческое правительство, какая бы партия его не сформировала, позволять России приобретать в стране активы, которые имеют хоть какое-то стратегическое значение. А салоникский порт вместе с железными дорогами, которые тоже хотели получить в свое управление РЖД, его имеет, и еще какое. В нем высаживались следующие в Югославию российские миротворцы в 1999 году, туда прибыли в 1916 году две российские бригады для участия в боях на Салоникском фронте, где прекрасно себя зарекомендовали.

Кто позволит России взять в концессию такой порт сегодня? Между прочим, точно так же РЖД не позволили приватизировать и выставленные на продажу греческие железные дороги, а «Газпрому» — греческие газовые компании ДЕПА и ДЕСФА.

С большим скрипом российскому капиталу разрешат приобрести греческий футбольный клуб не первой величины, табачную фабрику, какой-нибудь никому не нужный заброшенный отель — примеры этого есть, но не более того. Так было и, увы, будет, по крайней мере, в обозримом будущем.

В Европе к России относятся хуже, чем к Китаю

Даже к Китаю, который является — в отличие от России — конкурентом Запада в экономической и финансовой сфере — разрешается в Греции много больше. Вероятно, потому что европейцам кажется, что китайцы — далеко, и это не так опасно.

То, что России не удалось во втором по значению порту Греции, Китаю блестяще удалось в первом — Пирейском, где китайская судоходная корпорация COSCO контролирует 51% акций. Скоро эта цифра возрастет до 67% акций, что сразу предусмотрено и для западных компаний в порту Салоников. Благодаря модернизации порта и подъездных путей, строительству нового контейнерного терминала, инвестициям в сотни миллионов евро пирейский торговый порт в разы увеличил пропускную способность и теперь процветает, превратившись в одну из важнейших транспортных артерий по доставке китайской продукции в Европу. Теперь Пирей, «южные ворота» китайского импорта в ЕС, согласно Регистру Ллойда, занимает третье место по величине среди портов Средиземного моря и является одним из 10 лучших в Европе.

Ничего страшного не произошло

Стоит ли отчаиваться, что салоникский порт не достался российской компании? Вряд ли. Существуют большие сомнения, что Россия с той экономикой, какую она сегодня имеет, смогла бы сотворить в ближайшие годы такое же экономическое чудо в Салониках, какое Китай сотворил в Пирее.

Напротив, можно предположить, что стремление современного российского капитала получать максимальную прибыль при минимальных капиталовложениях и жестокой эксплуатации, а также традиция греков бастовать и качать права по любому поводу привели бы к массе недоразумений и взаимных обид, которые совершенно не нужны обоим братским народам. Наверное, нужно немного подождать до лучших времен. Китайцы тоже не всегда были такими как сейчас, и русские такими тоже не были — и не будут.